←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
ингрессия
В обычном представлении о социальной связи людей ее первую предпосылку составляет их взаимное понимание. Между членами общества существуют разные отношения родства, дружбы, общих интересов и проч., но здесь признается частный, а не общесоциальный характер. Например, наблюдая два человека, заведомо объединенных какими-либо интересами, иногда можно прийти к выводу, что «эти люди не одного общества», т.е. они не созданы для полного взаимного понимания. Т.е. один из них аристократ, другой – финансист. Они оказывают друг другу поддержку в разных делах, помогают друг другу, поддерживают дружеские отношения, но они все равно « не одного общества», тогда как другой финансист, будучи врагом и конкурентом нашего, будет являться человеком одного круга с финансистом, они способны полнее и точнее понять друг друга.
Сущность этого взаимного понимания в общем языке и той сумме понятий, которая им выражается, в том, что называют общей культурой, или идеологией.
Современное общество состоит из классов и социальных групп, во многом резко враждебных друг другу; но поскольку они говорят одним языком, поскольку у них есть общие для всех них понятия, постольку эти классы и группы одного общества. С обыденной точки зрения связкой в социальной ингрессии служит общность идеологических элементов.
Начало идеологии лежит в происхождении речи; его согласно теории Людвига Нуаре следует искать в сфере коллективного труда людей.
Совместная борьба за жизнь сплотила людей в стадные родовые группы раньше, чем их единение приобрело идеологические формы. Зародышем этих форма явились трудовые крики, они служили естественными и понятными для всех членов общины. Их понятность вытекала из коллективного характера самого труда. Эти крики были «первичными корнями», началом речи, а затем мышления и идеологии. Как мы видим, ингрессии общих идеологических элементов развилась из ингрессии труда: усилий, направленных на достижение общей цели. В координации усилий лежат объективный жизненный смысл и назначение всякой идеологии.
Трудовая ингрессии сознаваемая или не осознаваемая предполагает общность среды, против которой и направлены усилия людей. Без этого условия не могло бы возникнуть идеологической связи.
Но следует считать общую среду ингерссивной связкой между людьми? Поскольку дело идет о социальной организации людей, постольку среда есть именно то, что этой организации противопоставляется, следовательно связкой ингрессии быть не может.
Однако универсальная тенденция труда в техническом процессе заключается в том, что вокруг организации людей и в соответствии с ее потребностями он создает организацию вещей – организует природу для человека.
Область практической организации вещей всегда ограничена, но возрастает с расширением и развитием техники. Производной от нее является познавательная организация, но не самих вещей, а их символов – понятий.
Мировая ингрессия в современной науке выражается как принцип непрерывности.
Между всякими двумя комплексами вселенной, при достаточной исследовании устанавливаются промежуточные звенья, вводящие их в одну цепь ингрессии.
В Механизм регулирующий
Консервативный подбор
Все что возникает, имеет свою судьбу. Ее первое выражение сводится в дилемме: сохранение или уничтожение.
Закономерное сохранение или уничтожение – это есть первая схема универсального регулирующего механизма. Обозначим его отбор и подбор. Причем для тектологии различий между естественным и искусственным процессом нет.
Понятие подбора универсально: организационная наука должна применять его ко всем и всяким комплексам, их системам и связям. Иллюстрации этой всеобщности:
В стране происходит изменение климата: он становится холоднее. Из животных или растений, там обитающих, одни в состоянии его перенести, а другие погибают. В результате – организация жизни на данной территории регулирована новыми условиями.
Город подвергся пожару. Погибают преимущественно здания деревянные, сохраняются каменные. Тот же город, но там произошло землетрясения – многоэтажные и кирпичные постройки рассыпаются, одноэтажные и деревянные выдерживают.
Если человек попадает в тяжелую обстановку, то из числа новых переживаний преимущественно удерживаются и закрепляются в его психике, а из прежних преимущественно всплывают в его сознании те, которые имеют мрачный, тягостный характер, соответствующий новой обстановке: подбор психических комплексов со стороны внешней среды.
Тектологическая схема подбора отличается от «естественного подбора» биологов одним необходимым упрощением или сокращением. Биологический подбор предполагает размножение вместе с наследственностью; общеорганизационная схема включить этого не может, потому что размножение – специальная черта живых организмов. Тектология берез из частных наук исходные пункты для своих построений, но всегда при этом вынуждена изменять заимствованные понятия, приспособляя их к универсальности своих задач.
Универсальность же схемы такова, что она применима ко всякому комплексу, это в сущности определенная точка зрения, с которой можно подходить к любому факту.
Человечество действует методом подбора на каждом шагу: люди полуосознанно выполняли «искусственный подбор» домашних животных и культурных растений, вырабатывая наиболее подходящие для себя формы.
В обще организационном смысле все производство, вся социальная борьба, вся работа мышления ведутся непрерывно и неуклонно путем подбора: систематическое поддержание комплексов, соответствующих жизненным целям людей, уничтожение противоречащих этим целям.
Там, люди во всех странах истребляют хищников или иных «вредителей», разводят домашних животных и охраняют полезных диких животных; разрушают или устраняют одни комплексы, сохраняют другие: взрывают скалы, иногда целые горы, осушают болота, охраняют их где надо, от размывания берега, специально их укрепляя и т.п.
В этом смысле принцип подбора весьма еще далек от своей теоретической, т.е. обобщенной, формы. Переходным звеном служат те частные технические применения подбора, которые можно назвать «косвенным трудовым подбором»: обособление полезного от ненужного или вредного для сохранения одного и устранения другого в них выполняется не прямой активностью человека, а иными активностями и сопротивлениями. Один из самых простых приемов – механизм сита. Его техническая задача – из смеси, например, муки с отрубями выделить полезную муку, с одной стороны, и бесполезные, или менее полезные отрубе – с другой. В действительности все сложнее, но суть такова: механизм, в котором сохраняются движение одних комплексов уничтожает движение других в зависимости от его сопротивлений.
Этот способ господствует не только в технике, но и в других сферах человеческой практики. Посредство подбора образуются всевозможные организации людей: экономические, политические, идейные. Например, капиталист организует рабочую силу для своего предприятия, приглашая желающих наняться и ставя им определенные условия: приглашение играет роль толчка, приводящего рабочих на рынке в движение, желательное для предпринимателя, - к его предприятию: условия же найма играют роль сита, допускающего в предприятие подходящих капиталисту рабочих, задерживающего остальных. Конкурсные экзамены – типичный образец организационного подбора.
Механизм подбора разлагается на элементы:
1. Объект подбора – то, что ему подвергается
2. Деятель, или фактор подбора – то, что действует на объект, сохраняя или разрушая его
3. Основа, или базис подбора – та сторона объекта, от которой зависит его сохранение или устранение, т.е. полезные приспособления или черты неприспособленности в «естественном» подборе.
Теоретическая схема подбора имеет особенность: с ее точки зрения и человечество может рассматриваться как объект подбора, деятелем которого является «среда», внешняя природа; т.е. тут формула теоретическая перевертывает первоначальный практический принцип подбора, для которого деятель – активность человека, а объект разные комплексы среды. Теоретический принцип применяется теперь в целом ряде различный теорий – научных и философских. Он выступает в разных видах и с неодинаковой отчетливостью.
Раньше всего этот принцип был сформулирован Эмпедоклом как философская схема для объяснения целесообразности в природе. Суть: творчество природы вполне стихийно и сводится к слепой борьбе двух сило- притяжения и отталкивания («любви» и «раздора»). В них бесконечно изменяющихся соотношениях возникают бесчисленные, самые разнообразные комбинации элементов вселенной. Но все те из них, которые устроены нецелесообразно, естественным образом разрушаются, остаются только те, причем случайно, которые устроены целесообразно.
Иной вид получил принцип подбора, когда в социальной науке его применил Роберт Мальтус. Его мысль о гибели неприспособленных к конкуренции, происходящей на основе общей недостаточности жизненных средств, является центральной для его теории. Для него исходным пунктом схемы была борьба, господствующая на капиталистической рынке.
У Дарвина идея подбора выступает уже в двух видах: естественный и половой, причем основным и научно-важнейшим представляется первый. Его корни лежали, с одной стороны, в экономической практике капитализма, а с другой – в технической практике разведения домашних животных и полезных растений: выработка новых разновидностей путем искусственного подбора.
В психологии принцип подбора в неопределенной и общей форме признается многими.
В общественных науках делался за последние десятилетия целый ряд попыток провести точку зрения подбора. Большинство их было
←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ...
|
|