←предыдущая следующая→
... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ...
развились его «способности», т.е. распределение активностей его организма, попадает в девственные степи или дикие леса. Его многочисленные знания, которые они поучил, могут оказаться в этой местности губительны. Задача выступает в виде необходимости напряженной работы самых различных органов, активности организма должны перераспределяться от наиболее гипертрофированных функций к менее развитым.
Воспитание ребенка представляет чрезвычайно важную социально-организационную задачу. Большинству людей приходится в той или иной мере заниматься этим делом, не будучи в нем специалистами; но также и специалисты не могут пока еще утверждать, что из работа целиком опирается на бесспорные научные требования.
Цель воспитания обыкновенно определяется как «развитие физических и духовных способностей личности». Понятие способности вообще смутно, а главное – в нем отсутствует мысль о том, что развиваемые активности соотносительны внешней и внутренней среде общества, членом которого личность является. Таким образом, в самих основах нынешнего воспитания много неясного, а потому также много инстинктивно-традиционного, т.е. уже не соответствующего усложнившимся, изменчивым социальным условиям настоящего. При этом принцип относительных сопротивлений грубо нарушается.
Объект воспитания – личность, но его факторы и задачи лежат в ингресивном социальном целом – обществе, классе, группе. Воспитание личности есть ничто иное, как личностное самовоспитание коллектива. Это в сущности процесс введения нового члена в общественную систему (социализация личности). Оно приготовляет человека к той жизненной функции, которая ему в обществе предстоит. Эти функции, обстановка, в которое они будут выполняться, сопротивления, с которыми они должны будут иметь дело, частью могут быть предопределены заранее, частью лежат вне предвидения воспитателей. Следовательно, условия задачи двойственны: с одной стороны среда определенно-изменяющаяся, с другой – неопределенно-изменяющаяся. Соотношение двух сторон задачи в разных исторических системах различны.
Более древние типы социальной организации отличаются консервативизмом быта; таковы первобытно-родовые общины, развившиеся из них авторитарно-родовые, а затем феодальные общества; ту же особенность сохраняют первые феодально-меновые формации – рабовладельческие разных видов, крепостные и даже ремесленно-городские. Бытовой консерватизм закрепляет за детьми социальное положение и функции родителей.
Смена же консервативных социальных структур иными, носящими в себе условия прогрессивного развития на основе противоречий, структур авторитарных меновыми, капиталистическими, в корне изменяет условия и задачи воспитания. Тенденция к сохранения за детьми социального статуса и роли их родителей все более и более ограничивается, все чаще и чаще практически парализуется стихийными силами общественной жизни; но даже и в тех случаях, где она реально проявляется, детям приходится выполнять своих функции в изменившейся и продолжающей меняться социальной остановке, т.е. иметь дело с сопротивлениями иной величины, а частью и иного характера; стереотипное воспитание по образцу прошлого тогда оказывается недостаточным. Следовательно, задача воспитания в наибольшей доле неизбежно должна решаться в расчете на неопределенно-изменяющиеся условия.
Переход от первого, тектологически менее выгодного типа задачи ко второму зависит не только от среды, но и от активного отношения к ней самого противостоящего ей комплекса, в данном случае – человека: возможен с его стороны выбор ее сопротивлений, разумеется, лишь до известной степени, в ограниченном масштабе. Этот выбор воспитание может предопределить в форме специализации.
Действительно, специализации на той или иной работе, с ее особыми материалами и орудиями, предрешает и характер, и величины тех сопротивлений, с которыми человеку придется иметь дело, позволяет наиболее точно и определенно соразмерять затраты его активностей с противодействиями объектов труда, планомерно достигая рассчитанных результатов. Например, кузнец в своей трудовой деятельности имеет дело с определенно-изменяющимися сопротивлениями металлов, огня и проч.: в этом он превосходит других людей: те, поскольку они сталкиваются с такими же сопротивлениями, например пользуюсь металлическими вещами, которые гнуться и ломаются, так или иначе нарушая их ожидания вынуждены относиться к ним как к комплексам сопротивлений неопределенно-изменчивым.
Однако это только одна сторона воспитательной проблемы; за пределами своей специальности, во всей остальной своей среде, социальной и природной, человек все-таки должен считаться с общей задаче на неопределенно-изменчивые условия. Ей соответствует другая сторона воспитания, направленная к развитию органов и функций «вообще», безотносительно к каким-либо заранее намеченным специальным обстановкам и частными целям. Сюда входит большая часть того, что называют «физическим воспитанием», на так называемое «общее развитие».
Физическое воспитание существовало, конечно, и в консервативных системах; но поскольку оно не относилось к заранее предопределенной социальной функции человека, например, укрепление мускулов будущего воина, это не ставилось как воспитательная задача: оно приводилось стихийно, «само собой», в детских играх и в детском труде. Общество же нового типа, противоречиво-прогрессивного, вынуждено было все более сознательно выдвигать эту сторону общего воспитания как особую и важную цель именно потому, что «сама собой» она достигается все слабее и хуже, последствия – сужение воспитательной среды.
Вполне подобное значение имеет вообще вопрос об «общем образовании», т.е. воспитании нервно-психической системы для не определяемых заранее возможностей. Предположим, человек родился в большом городе, где сопротивления ля пространственной и временной ориентировки сведены к ничтожно малой величине: надписям на улицах, номерам домов, электрическими часами. Но вот он попадает во время военных действий пробираться по незнакомым местам, в лесах и болотах, здесь определять положение он вынужден по карманному компасу, а если и его нет по Солнцу и звездам.
В какой же мере достигается реальное решение задачи обществом? Прежде всего тут обнаруживается постоянное запаздывание воспитательного материала и методов по отношению к меняющимся условиям социального бытия.
Очень часто также нарушается принцип относительных сопротивлений и в деле учебной постановки новых языков. Дети образованных классов очень часто с раннего детства обучаются – еще в семье, а потом и в школе – двум-трем языкам. Это отнимает огромную долю свободных сил их психики. Очень много профессий, где это знание можно применить. Но родители и воспитатели обычно не ставят вопрос таким образом: для них это традиционная образованность.
Подобное же отсутствие организационной точки зрения обычно и в деле физического воспитания.
Вот другие примеры применения этого принципа из жизни общественных организаций. Роль стихийности и планомерности в развитии таких организаций бывает весьма различна. Они из ник, как, например, первоначальные родовые общины и большинство последующих экономических группировок, зарождались вполне стихийно, а за тем жили и изменялись. Их судьба определялась принципом наименьших относительных сопротивлений, но именно в том смысле, что он господствовал над ней как закон природы. Т.е. они сохранялись, пока и постольку относительные сопротивления их частей держались выше единицы; а затем они разрушались, частично и вполне, когда с возрастанием дезорганизующих активностей эти сопротивления падали ниже необходимого уровня. Но уже давно существую организации более высокого типа. Современное капиталистическое предприятие организуется сознательно и планомерно; учитываются с большей точностью, научными методам, сопротивления трудовых активностей и технических сопротивлений. Общественная среда, с которой они имеют дело, постоянно изменяется, а с ней – все соотношения активностей и сопротивлений; это основная особенность капиталистического общества благодаря его стремительному техническому прогрессу и непрерывной внутренней борьбе. Из этого необходимо должны исходить в своей деятельности всякие партии, становясь в то или иное отношение к совершающимися переменам сообразно своим задачам. Предвидение изменяющихся внешних воздействий и подготовка к ним тут являются вопросом не только успеха, но и самого существования.
Принцип относительных сопротивлений при этом выступает как важнейшее тектологическое орудие; руководясь им в своих расчетах партия должна целесообразно распределять наличные силы: увеличивать работу по одним направлениям, уменьшать по другим, укреплять одни пункты, ослаблять ради этого другие.
Организации в своей практике живет гораздо более стихийно, чем в сознании своих деятелей. Она развивает свою работу по линии наименьших сопротивлений, в настоящем подчиняясь указанному закону, но не по линии наибольших воздействий в предвидимом будущем, что она должна быть бы делать, пользуясь этим законом как орудием будущем для своих интересов.
Новейшее капиталистическое общество в высшей степени разнородно по составу и представляет, по выражению одного немецкого профессора, «градацию самых различных существований». При этом ступени, низшие по развитию социальности, различаются в разных странах гораздо меньше, сем средние и высшие: разности малых величин, естественно, не могут быть велики – лондонских хулиган из буржуазных классов и темный дикарь из глухих кварталов по способностями и склонности к разрушениям приблизительно сходны с соответственными типами русских столиц. Но этого мало. Современный культурный человек, взятый в отдельности, также не есть однородное целое. Его психомоторная система заключает также градацию наслоений – от низших до высших, от звериных инстинктов пещерного
←предыдущая следующая→
... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ...
|
|