←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ...
целые ряды их с одинаковыми соединительными звеньями. Но опыт показывает, что цепная связь может неограниченно развертываться по самым различным направлениям и с постоянно меняющимися связующими элементами. Например, капля воды напоминает о море, море – о небе, небо – об его светилах, об астрологии, затем о смерти людей, о гибели вселенной, и т.д. без конца, с иною для каждого случая основой сцепления образов. Аналогично развертывается обыденная связь людей в обществе: А с В соединяют общие вкусы, В с С – общие задачи, С с D – общие несчастью и проч., цепь извивается, переплетается, спутывается с другой цепью, образует клубок, охватывая миллионы людей, из которых огромное большинство не знают даже о существовании друг друга.
Вязкость - вся совокупность общих, совпадающих элементов между комплексами, входящими в цепную связь. Ясно, что развитием связки определяется степень связи, то, что называют ее «глубиной» и «прочностью».
Также цепная связь может быть двух родов:
1. однородная, или симметричная, - это когда сами комплексы, находящиеся в связи, одинаковы.
2. неоднородная, или асимметричная – комплексы неодинаковы, и отношение одного к другому иное.
Причем, нужно заменить, что полной, абсолютной однородности никогда на деле не бывает: два комплекса, два отношения не могут быть в точности, до тождества одинаковы; но разнородность может быть так мала, что не имеет практического значения для той или иной поставленной задачи.
Ясно, что при однородной связи комплексы – части организованной системы – выполняют в ней одинаковую организационную функцию, при разнородной разную.
Цепная связь устанавливается путем точного исследования, с применением усовершенствованных методов, т.к. общие звенья могут ускользать от обычных способов восприятия, иногда их нужно дополнять теоретически.
Из этого видно, что цепная связь есть форма нашего мышления об организационных комбинациях, если мы не находим общие звенья, то вынуждены конструировать их мысленно.
Ингрессия
Все задачи практики, познания, художественного творчества сводятся к тому, что требуется организовать какие-либо наличные элементы или комплексы в группировки, более сложные и соответствующие определенным целям. Простейший тип разрешения этих задач есть именно установление – реальное или мысленное, смотря по характеру задачи, - цепной связи между объединяемыми элементами или комплексами. При этом могут представиться различные случаи.
Предположим, что мы имеем всего два комплекса – человеческие личности, и что нам надо сорганизовать воедино их усилия по отношению к определенным сопротивлениям. Из постановки задач видно, что общего звена пока еще нет, т.е. такого, которое связывало бы их соответственно поставленной задаче. Необходимым звеном здесь явится сознание общей цели, входящее в психику обеих личностей, и совпадающее по содержанию в достаточной мере, только это необходимое звено дает ту организованность, какая требуется. Сущность дела сводится к изменению обоих организуемых комплексов – обогащению двух психик новыми ассоциациями.
Предположим, что технически требуется прочно соединить два куска металла, дерева или веревки. Связка создается вхождением элементов одного комплекса в другой. Осуществить такое вхождение не всегда просто. Например, если веревки легко можно связать между собой, т.к. элементы ее обладают относительной подвижностью; а вот с металлом труднее, его можно «сварить», т.е. путем нагревания увеличить подвижность элементов металла. Куски дерева такими приемами соединить нельзя.
В таких случаях обычно применяется метод ингрессии, т.е. метод «вводных» или «посредствующих» комплексов. Эту роль может сыграть, например, клей, в жидком виде он легко конъюгирует с поверхностью дерева, а затем твердеет, не теряя приобретенной связи.
Итак, говоря вообще, для цепного соединения двух комплексов требуется их изменить так, чтобы в них получились общие элементы, соответствующие задаче, для которой служит данный организационный процесс. Но далеко не все комплексы удается всячески изменять по мере надобности. Тогда решение задачи требует введения «посредствующих» комплексов.
Предположим, что двум лицам надо объединить свои усилия для одного дела. Им нужно «столковаться» - тектологических процесс, орудием которого является речь. Но они говорят на разных языках и не могут понимать друг друга. Успешное разрешение задачи в пределах этих двух комплексов невозможно: цепная связь прямо не устанавливается. Между ними надо подставить подходящее третье, в данном случае – это переводчик. Особенность этого третьего звена – оно обладает общими элементами, соответствующими поставленной задаче, с каждым из крайних звеньев. Третье звено как бы «входит» между двумя другими, отсюда и название самого метода – ингрессия, т.е. вхождение.
В любой связи двух комплексов мы можем выделить «связку», как особое, третье звено между ними. Тогда и эта вся комбинация оказывается ингрессией. Следовательно, ингрессия есть всеобщая форма цепной связи.
Дезингрессия
Научное определение дезорганизации сводится к тому, что она противоположна организации: там целое практически больше суммы своих частей, тут оно меньше этой суммы. Когда говорится о дезорганизации, то мыслится не столько взаимоуничтожение противоположно направленных действий, сколько нечто иное: разрыв каких-либо связей, разделение какого-нибудь целого, обособление его частей. Уточнение этого понятия.
Свободно живущая клетка выросла до предельного размера и распадается на две. Это не дезорганизация, а размножение, т.е. один из процессов, которым организуется жизнь в природе. Следовательно дело не в простом разрыве связей.
А вот случай, вполне аналогичные: капля росы распадается на две или больше, это разрушение, т.е. дезорганизация. Почему? Известно, что разбившая на мелкие капли капля исчезает быстрее, т.е. сумма ее сопротивлений внешней среде становится меньше, тогда как относительно размножения клетки подразумевается иное. В обыденном понятии дезорганизация – уменьшение практической суммы активностей самим способом их сочетания.
Основной тип организационной связи есть ингрессия. Соответственно основную форму дезорганизации удобно обозначить как «дезингрессию», т.е. как отрицательную ингрессию, она и получается тем же способом.
Соотношение дезингресии и разрыва связи.
Положим, что на укрепленной одним концом нитки висит гирька – физическим маятник. Вес гирьки и ничтожный вес нити – одна активность, направленная к центру земли, «сцепление», которое противодействует падению – другая активность.
Если мы повесим еще гирьку, сумма активностей натяжения возрастет, но в том месте, где нить тоньше, натяжение оказалось в точности равно сумме активности сцепления, т.е. произошла нейтрализация. С первого взгляда может показаться, что ничего не произойдет, но это не так. Т.к. исчезает сопротивление внешним активностям. Но нет и не может быть комплексов изолированных от внешней среды, и поэтом в этом случае даже бесконечно малых воздействий будет достаточно, чтобы начался распад комплекса. Через этот разрыв прошла тектологическая граница. Она прошла там, где совершилась полная нейтрализация активностей, то что назовем «полной дезингрессией».
Разрыв связи можно представлять как внедрение элементов среды в систему по линиям уничтоженных сопротивлений, т.е. полных дезингрессий.
Разрыв связи всегда заключает в себе момент дезингрессии как первую свою фару, но не всегда он должен рассматриваться, как явление дезорганизации.
Например, брак – маленькая организация двух лиц – иногда приходит в такой вид, что обе стороны «отравляют жизнь» друг другу, т.е. их энергия растрачивается во взаимных противодействиях. Тогда развод, или вообще разрыв, выступает как прекращение дезорганизации двух личностей. Но так как первоначально брак – ингрессия, есть еще и иная возможность, а именно, что результат распадения тектологически различен для обеих частей: для одного супруга – «освобождение», для другого – «полное крушение».
Существуют слишком различные комбинации организационных условий и соотношений, поэтому научная тектология и должна устанавливать только методы для исследования всяких подобных комбинаций и для конкретного решения, а не готовые универсальные решения.
Отдельность комплексов
Разрыв связи, основанный на дезингрессии, создает отдельные комплексы там, где было одно целое, т.е. он производит «отдельность» Мир полон отдельных форм, и возникает вопрос: всякая ли отдельность имеет происхождение дезингрессии? Это один из коренных тектологических вопросов.
Понятие «отдельности» имеет прежде всего чисто практический смысл и означает перерыв каких-либо активностей (сопротивлений), с которыми встречается наша деятельность.
Вопрос об отдельности комплексов сводится к вопросу об условиях, в которых практически обнаруживается перерыв действия некоторых активностей-сопротивлений. Все развитие наук о природе до сих пор вело к господству идеи непрерывности, к ее распространению на все области явлений, на все процессы и соотношения, встречаемые в нашем опыте.
Если движущееся тело не встречает препятствий, его путь продолжается до бесконечности, оставаясь себе равным. С этим характером активностей приходится согласовывать идею отдельности, т.е. перерыва в их действии. Есть один способ – перерыв создается дезингрессией.
Комплекс А находится в соприкосновении с комплексов В, но принимается за отдельный от него, потому что заключает активности А, которых в комплексе В нет, или они там есть, но не обнаруживаются в пограничной области обоих комплексов, т.е. которые так или иначе
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ...
|
|