←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
развития. Наконец-то, у нас появилась такая профессия «социальный работник», и возникли специальные учебные заведения, ведущие подготовку социальных работников. Однако этот процесс, помимо разного рода финансовых и материальных трудностей, обнажил еще одну, чрезвычайно злободневную проблему: недостаточную развитость теоретических оснований социальной работы. Причин тому немало, и одна из них в вопросе — «До теории ли сейчас?». Действительно, социальная ситуация .в Белоруссии далека от благополучия. Многочисленные социальные проблемы, наибольшую обеспокоенность из которых вызывают, пожалуй, демографическая ситуация, рост преступности, снижение жизненного уровня значительной части населения, — столь очевидны, что, кажется, требуется только незамедлительное их решение. Однако, думается, это аргумент не столыко «против», сколько «за» развитие теории социальной работы. В наших белорусских условиях, с ограниченными материальными и людскими ресурсами (речь идет о социальной работе), с достаточно консервативной государственной структурой служб социального обеспечения, отсутствием негосударственной организованной сети агентств социальной работы и т. д., именно научно-теоретические разработки должны предложить наиболее эффективные механизмы социальной работы, определить приоритетные направления использования имеющихся средств, выявить наиболее приемлемые организационные формы.
Кроме того, нужно учитывать, что социальная работа — это та область человеческой деятельности, где теория всегда шла за практикой. Сложность практического решения тех или иных социальных проблем заставляла социальных работников обращаться к теоретическим разработкам. Заметим, что само разделение понятий «теория» и «практика» социальной работы утвердилось не так давно — лишь в 70-е годы. Будучи деятельностью, по сути своей ориентированной на социальную сферу, социальная работа естественно искала свои теоретические основания в социальных науках и, конечно, прежде всего в социальной психологии, социальной педагогике и социологии. Но обращение социального работника к теории — это одна сторона вопроса. Другая заключается в том, что в современных условиях социологическая наука не только может, она просто обязана повернуться лицом к социальной работе. Нескончаемый спор о том, должна ли социология оставаться чистой наукой, или она должна заниматься конкретными вопросами реформирования и развития общества, в конечном .итоге решался в пользу практики. Тем самым создавались и условия выживания чистой науки, и возможность избавиться от обвинений в пустом теоретизировании и чрезмерном абстрагировании. Иными словами, думается, у нас в стране давно назрела ситуация, когда социология и социальная работа должны проявить взаимный интерес друг к другу.
Оценив богатый опыт теоретической базы зарубежных стран, автор считает, что один из важных элементов, которым необходимо обогатить практику социальной работы в Белоруссии– это ее подкрепленность теоретической базой. Хотя значительная часть теоретических обоснований заимствуется из других научных дисциплин, эта база уникальна по своему значению. Более того, основы многих профессиональных теоретических положений едины и для социальной работы. Например, для практика в белорусских условиях очень ценным является знание о развитии человечества, поведении человека в социальном окружении, всевозможных коллизиях на различных стадиях развития личности. Для того, чтобы понять человеческие проблемы и работать с ними, практик должен быть осведомлен о потребностях и ресурсах, связанных с каждой фазой развития человека. Знания о взаимодействии между отдельными людьми и окружающим миром важны так же, как знания о мотивах поведения в социальном функционировании человека. Социальная работа особенно связана со знанием факторов, которые вызывают трудности развития. Знание этих причин, которые обычно вызывают неадекватные физические и эмоциональные реакции, необходимо для планирования и проведения эффективной профилактической и лечебной программы.
Важнейшей целью и функцией социальной работы практика и его усилий, должно являться обеспечение социального функционирования клиентов. Поэтому основательные знания и умения в отношении механизма разрешения проблем являются базой для эффективной практики социальной работы. Определяющими в этом процессе являются знания и умения оценить проблемы человека, локализовать их, развить и использовать соответствующие системы ресурсов. Умения заниматься клиентом, сообща распланировать задачи и определить роли участников являются также неотъемлемой частью процесса и механизма разрешения проблемы. Практик должен владеть также знаниями о взаимодействии и умениями в его обеспечении.
Направление практики социальной работы должно быть теоретически обоснованным и высоко профессиональным как в оценке, так и в проникновении в дисфункциональные взаимодействия, которым подвергается отдельный человек, пара, семья или группа.
Знания, относящиеся к групповым процессам и умение лидировать в группе так же очень важны, как и умение осуществлять естественную помощь в работе, функционировании в качестве участника междисциплинарной игры и определять условия взаимодействия внутри системы и между системами.
Реализация функции социальной работы влечет за собой умения разрешать непосредственные конфликты, собирать и приводить в действие ресурсы, которые обеспечивают высокий уровень межличностных взаимодействий.
Все большее развитие в Республике Беларусь получают исследования, повсеместно используемые в западных странах, как жизненно необходимая база знаний, необходимых для практики социальной работы. Практик должен приобретать знания по экстремальным решениям первостепенной важности, чтобы быть в состоянии оценить эффективность своей собственной практики.
Важно, чтобы знания и умения получили дальнейшее развитие и проверку на практике. Для этого каждый студент должен получить возможность быть под наблюдением и контролем в процессе текущей практики социальной работы до того, как будет обсуждаться его диплом. Наблюдение за практикой позволяет студенту сочетать знания с методами и оттачивать и то, и другое в едином процессе. Важность, которая придается в социальной работе определенным знаниям, должна четко отличать учебную программу социальной работы от других дисциплин, имеющих к ней отношение. Широкий охват разнообразных знаний имеет целью помочь практику в понимании комплексных факторов, входящих в формулирование социальной политики, которые определяются системой государственной службы помощи человеку на всех уровнях, включая и частный сектор. Для работы в полном соответствии с назначением и этикой профессии, социальный работник имеет возможность принимать участие в развитии и использовании социальной политики, которая направлена на улучшение социального функционального индивидуума, группы, общества. Так как социальная работа стремится к достижению социальной справедливости, то для практика социальной работы важна информация о несправедливости в распределении возможностей ресурсов и благ, имеющих место в обществе и информация о столкновении на этой почве национальных меньшинств и необеспеченных групп.
Проблема клиента должна решаться социальным работником только в условиях тесного взаимодействия с другими службами, учреждениями, организациями. Внутри этих учреждений в свою очередь идет классификация различных видов социальной работы. Так, в одном случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т.п.); в другом - об особенностях клиента, так как в виде клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа (как например коллектив могилевской швейной фабрики «Чарауница», который буквально выкинули на улицу, после банкротства редпиятия.)
Следующим этапом формирования и совершенствования социальной работы в Республике Беларусь могут выступить такие сферы деятельности как:
а) служба социально-бытовой помощи, целью которой является расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специально оборудованных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта и самое главное – для повышения конкурентоспособности человека с ограничениями на рынке труда.;
б) служба семейного досуга, целью которой является стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей;
в) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики дезадаптации несовершеннолетних.
Кроме того хотелось бы отметить, что на взгляд автора в белорусских условиях являлось бы возможным осуществлять такие виды социальной работы, как социальное страхование, включающее обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.
Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела
←предыдущая следующая→
... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|
|