←предыдущая следующая→
1 2 3
Организация сбора данных в отдельных видах исследования
Содержание работы:
Введение. 3
Личное интервью 3
Виды личных интервью. 4
Процедура. 5
Верстка вопросника. 6
Внедрение технических средств. 7
Анкетирование. 10
Виды анкетирования. 10
Инструкция к анкете. 11
Трудности восприятия вечатного слова. 13
Размер анкеты. 14
Процедура опроса. 15
Групповое анкетирование 16
Процедура. 16
Телефонный опрос. 18
Почтовый опрос. 19
Набор документов и процедура. 19
Заключение. 20
Список литературы: 22
Введение.
Общие характерисгики взаимодействия с респондентами, изло¬женные в предыдущей главе, по-разному воплощаются п различных видах сбора данных в зависимости от того, письменное или устное, непосредственное или опосредо-ванное это общение, в последнем случае — чем именно опосредовано, насколько оперативна обратная связь и т.п. С учетом особенностей того или иного взаимодейст-вия выстраивается поведение интервьюера или анкетера (где они уча¬ствуют), конструируются полевые документы.
Рассмотрим особенности построения взаимодействия в лич-ном и телефонном интервью и при самозаполнении анкет.
Личное интервью
Интервью — один из основных видов сбора данных, осно-ванных на непосредственном (личное, face to face) или опосредованном (телефонное интервью, интервью с приме-нением компьютера) со¬циально-психологическом взаимодей-ствии между исследователем и респондентом (индивидуаль-ное) или респондентами (групповое) в соответствии с по-ставленной исследователем целью. Оно строится на том факте, что люди далеко не всегда с удовольствием пишут, но любят поговорить.
Возможности интервьюирования весьма широки, что рождает Множество разновидностей интервью и их классификаций. Не останавливаясь здесь на них, отметим лишь те общие и специфич¬ные для его разновидностей организационные про-блемы, которые в ходе проведения икгервью обычно могут возникать.
Виды личных интервью.
«Классическим» видом личного интер¬вью является очная беседа интервьюера с респондентом, в ходе Которой во-просник заполняет интервьюер. Чаще нссго проводятся ин-тервью по месту жительства. Иногда в ходе такой беседы используются тсчкже карточки, с помощью которых респон-денту пргдполагается самостоятельно выбрать и назвать интервьюеру ответ или его номер. Возможно также приме-нение других средств, исноль чу-емых для помощи респон-денту.
Иногда проводится интервью с ассистентом — к случае, если интервьюер должен сосредоточиться на ведении раз-говора, ассис¬тент фиксирует его ход и ответы респонден-та. В таком случае ассистенту надо находиться в поле зрения респондента, но где-то в пределах боковой види-мости, а не в центре, так как присутствие третьих лиц всегда влияет на процесс общения, и той или иной мере искажая ответы респондента.
В последние годы во многих странах интервьюеров начина-ют снабжать различной техникой — диктофонами, компьюте-рами (об этом чуть позже), иногда респондентам предла-гают фиксировать ответы самостоятельно (не только выби-рать, как в уже упомянутом случае с использованием кар-точек, но и записывать или вводить их в компьютер). Об-щим для всех интервью является то, что вопросы читает интервьюер, находящийся в непосредственном контакте с респондентом, размышляющим над этими вопросами и выра-жаю¬щим свое мнение.
Непосредственный контакт между интервьюером и респон-ден¬том вносит некоторые сложности в обсуждение деликат-ных тем, что заставляет в ряде случаев от непосредст-венного контакта отка¬зываться вовсе или при обсуждении какой-то части вопросов. Люди обычно весьма тщательно оберегают свой внутренний мир от каких-либо вторжений. Социологи же все больше интересуются самыми разными ас-пектами человеческой жизни. Считается,что при обсуж¬дении наиболее деликатных тем (об употреблении наркоти-ков, сексуальном поведении, СПИДе и пр.) предпочтитель-но создать дополнительные условия, которые могли бы об-легчить респонденту «признание» в каких-то неприятных вещах. При подобной необхо¬димости используются разные приемы. Во-первых, респондентам предлагают выбрать под-ходящий ответ самостоятельно по карточке с ответами, назвав не формулировку, а лишь его номер. (Конечно же, и в тексте вопросника предусматриваются различные бу-ферные формулировки). Во-вторых, используются различные технические средства, например, дают запись вопросов и готовых вариантов на пленке и предлагают респондентам отвечать, слушая его вопросы, самостоятельно; самим вводить ответ или его номер в компьютер.
Процедура.
Казалось бы, личный контакт интервьюера с респон¬дентом экономит время на саму процедуру. Но анализ отчетов ин-тервьюеров ВЦИОМ, например, не подтвердил этого: в среднем на заполнение анкет тратилось меньше времени, чем на пнтерпыо. Однако в сельской местности наблюдает-ся противоположная кар¬тина. Имея дело с большим числом малообразованных людей, ин¬тервьюер предпочитает сам чи-тать анкету и заполнять ее под диктовку респондента, а не ожидать, пока тот напишет, исправит, переправит.
После обнаружения искомого лица процедура интервью сво-дится к представлению целей и организаторов исследова-ния и убеждению человека участвовать в исследовании. Обычно считается нежела¬тельным показывать респонденту вопросник: это отвлекает от бесе¬ды, переключает внима-ние на чтение.
Для создания впечатления о более равноправных отношени-ях икгервыоер должен спросить у респондента имя и отче-ство и чаще его произносить; если ему предложат сесть, следует расположиться по возможности так, чтобы сидеть с респондентом на одном уровне, и тогда никто не будет возвышаться над другим, что важно и в психологическом плане.
Верстка вопросника.
Оформление и содержание различных ком¬ментариев и инст-рукций в вопроснике — если мы ведем речь о традиционной бумажной процедуре — должны быть ориентирова¬ны на воз-можности интервьюера читать вопросы и сразу записы¬вать ответы. Это означает, что наиболее удобное расположение текста апробируется заранее, и заранее же интервьюер получает инструкции относительно использования этого вопросника. Так, например, далеко не весь текст послед-него произносится. В этой связи целесообразно заранее разработать определенные условные обозначения и ознако-мить с ними интервьюеров (и постоянно придерживаться именно этих обозначений, чтобы впоследствии не вводить интервьюеров в заблуждение.
Вопросы (и ответы), зачитываемые респонденту, печатают-ся Шрифтом, отличным от остального текста (например, заглавными буквами, жирным шрифтом). Интервьюерам гово-рят, читать ли номера ответов (как правило, они не чи-таются).
Относительно числа возможных вариантов ответов должны быть инструкции в том случае, если на протяжении интер-вью предпола¬гается получение то одного, то нескольких высказываний, оценок и т.п.
В любом случае подобного рода инструкции следует дубли-ровать то есть печатать и в вопроснике, и в инструкции к нему, поскольку трудно рассчитывать на то, что интер-вьюер, занятый обсуждение?» вопросов, будет держать в голове все эти указания (хотя, конечно после нескольких интервью это запоминается).
Внедрение технических средств.
Новые технологии позволяю значительно облегчить задачу и интервьюерам, и респондентам.
При использовании компьютера между интервьюером и рес-пон¬дентом прекращается контакт глаз. Некоторые исследо-ватели видят в этом существенную помеху процессу обще-ния (за исключением уже упомянугого обсуждения деликат-ных тем). Другие же полагают, что опытный интервьюер даже во время работы на компьютере может научиться смотреть и на экран, и на респондента, когда это преду-смотрено инструкцией. (Впрочем, частные методические ис¬следования, касающиеся, например, эффектов использо-вания ин¬тервьюером небольшого — в 500 г — компьютера, который можно удерживать одной рукой, делают очевидной необходимость более подробного изучения этого явления).
Существует огромное число публикаций, связанных с опи-санием различных эффектов, вызванных присутствием, по-ведением, мане¬рой и т.п. интервьюера. Значительные уси-лия направляются на то, чтобы если не снять, то по крайней мере свести к минимуму последствия этих эффек-тов. Одним из основных достоинств применения новых тех-нологий оказывается не замена человека на машину, а ус-пешная борьба с традиционными ошибка¬ми интервьюеров. Поскольку часть полномочий последних делеги¬руется тех-нике, люди сами реже принимают решения, связанные с техникой интервьюирования и, следовательно, реже совер-шают определенные виды ошибок.
С распространением компьютеров проблемы интервьюеров, свя¬занные с обсуждением деликатных сюжетов, а также с использова¬нием фильтров, практически сняты: появилась возможность «вет¬вления» вопросника, технического кон-троля за переходом от вопро¬са к вопросу и т.п. В то же время пока не так уж много известно о том, как сами ин-тервьюеры относятся к этой технология. Однако опрос 300 интервьюеров до и после их первого подобного опыта вы-явил их в основном позитивные оценки.
Среди организационных преимуществ использования новых тех¬нологий отметим следующие:
• осуществляется больший контроль над процессом и ре-зульта¬тами сбора данных;
• меньше требуется времени на интервью;
• относительно дешево каждое интервью;
• функции контроля выполняет компьютер (в частности, исче¬зают ошибки, связанные с нарушением инструкций);
• повышается эффективность за счет сочетания
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|