Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Организация сбора данных в отдельных видах исследования

←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Скачать реферат


за-писей, здесь важно и то, что если респондент видит, как фиксируется факт передачи анкеты, он еще раз убеждается в серьезности намерений анкетера и в том, что подобная процедура — часть хорошо отработанного процесса. Серь-езное отношение анкетера отчасти и таким образом пере-дается респонденту.

Анкетер также собирает полевые документы, проверяя в присут¬ствии респондента полноту заполнения каждой анке-ты и разборчи¬вость записей, сделанных респондентом.

Групповое анкетирование

Виды групповых опросов. Суть этого вида сбора данных и возникающего в его ходе взаимодействия состоит в том, что анкета раздается сразу нескольким лицам, находящим-ся в одном помеще¬нии, с тем, чтобы они тут же сами ее заполнили и вернули анкетеру. Работа респондентов с ан-кетой в таком случае напоминает ситуацию самостоятель-ной работы в школьном классе. Главное преимущество группового анкетирования состоит в оперативности, по-скольку сразу можно охватить десять и более человек, и полноте возврата (случаи, когда анкеты оставляют на па-мять, довольно редки).

Процедура.

Проведение группового опроса предполагает реше¬ние ряда организационных проблем.

Во-первых, найти или приспособить моего для проведения опро¬са, которое бы позволяло респондентам сосредото-читься на анкете. Эго помещение должно быть достаточно освещено; н нем должны находиться столы, чтобы людям было удобно писать, или организа¬тор должен по крайней мере как-то обеспечить для этого условия: найти под-ставки для письма, ручки и т.п. Надо обеспечить респон-денгам свободу движений и оградить их оттого, что кто-то подсмот¬рит то, что они пишуг, будет заглядывать в их анкету во время ее заполнения.

Во-вторых, отобрать людей с искомыми характеристиками и убедить их участвовать в исследовании, собравшись в указанном месте в названное время. Обычно считается, что группа не должна быть более 50 человек; число рес-пондентов, одновременно заполня¬ющих анкету в одном по-мещении, обычно зависит от того, что это за респонденты (студентов может быть и больше, равно как и участников собрания акционеров; среди детей — посетителей круж¬ков — столь многочисленные группы, оказывается, не могут рабо¬тать).

В-третьих, выступить перед аудиторией и сообщить о це-лях исследования и способах работы с анкетой. Анкетера аудитории следует представить, если она сформирована без его участия. Это может сделать руководитель или представитель данного учрежде¬ния, организации, руково-дитель исследования; желательно, чтобы официальная по-зиция этого человека была руководящей. Нежела¬тельно, чтобы в качестве анкетера и даже его ассистента высту-пал кто-то, знакомый респондентам, так как это знаком-ство влияет на ответы, причем трудно предсказать, в ка-ком направлении.

В-четвертых, призвать респондентов работать, не отвле-каясь. Важно уметь убедить респондентов работать само-стоятельно и не Мешать друг другу.

В-пятых, раздать анкеты, обеспечив всех карандашами пли руч¬ками.

В-шестых, в случае необходимости, индивидуально кон-сультиро¬вать респондентов по ходу заполнения анкеты. Когда они начинают обсуждать что-то, связанное с опро-сом, между собой, целесообразно предложить им обсудить взволновавшие их сюжеты по окончании работы.

В-седьмых, собрать анкеты, не забыв просмотреть их на наличие ответов на все вопросы и убедившись в разборчи-вости написанного.

Иногда целесообразно работать с ассистентом, который помогает обеспечить респондентов ручками, карандашами, отвечать на воз-никаюпщс по ходу работы индивидуальные вопросы, участвует в приемке анкет.

Телефонный опрос.

Телефонный опрос заключается в чтении вопросника рес-понден¬ту по телефону с одновременной фиксацией его от-ветов интервью¬ером.

Возрастающие дороговизна и другие трудности проведения лич¬ных интервью, рост телефонизации заставляют все шире использо¬вать телефонные опросы. Они сравнительно недо-роги (в 2-5 раз дешевле интервью по месту жительства), позволяют собирать дан» ные исключительно оперативно (так, например, служба Vox Populi проводила опрос п первый и второй дни путча 1991 г. и через день дала ре-зультаты в печать); возможен прямой контроль за работой интервьюера. Все это сделало интервью по телефону к концу ХХ века едва ли но самым распространенным спосо-бом сбора данных.

Помимо прочего, посредством телефонов решается часть проблем почтовых опросов: в некоторых случаях респон-дентам, которые не отозвались, предлагалось звонить по бесплатному телефону и сообщать свои ответы устно вме-сто того, чтобы записывать их в анкете.

Почтовый опрос.

Почтовый опрос предполагает распространение анкеты по почте, без участия в этом каких-либо специально подго-товленных лиц. Респонден¬ты имеют возможность отвечай» в удобное время, подумать, а следова-телыю, дают более точные, проверенные у домашних, а не спонтанные ответы. С другой стороны, нередко такие анкеты заполняют вовсе не те, кому они предназначен; к этим трудностям прибав-ляются и трудности, уже описанные выше в связи с обсуж-дением самозаполня¬емых анкет; наконец, имеет моего и «коллективное творчество», которое социолог далеко не всегда в состоянии обнаружить.

Этот вид сбора данных относительно экономичен и, пожа-луй, в наибольшей степени зависит от организаторои-социологов.

Набор документов и процедура.

Поскольку средством взаимо¬действия здесь оказываются исключительно тексты, высылаемые респонденту, особое внимание приходится уделять как анкете, так и различным дополнительным материалам, обеспечивающим обще¬ние с респондентом.

Опрос через прессу.

Эгот вид сбора данных представляет минимум организаци-онных сложностей. Практически все они сводятся к верст-ке анкеты и ее расположению на сграницах периодического издания — газеты, Журнала, еженедельника. Таким обра-зом, с момента публикации и До получения ответов про-цесс почти не поддается контролю.

Можно дать напоминания, опубликовав второй раз анкету и обра¬тившись к читателям с более убедительной и настой-чивой просьбой. В случае регулярных опросов хорошо «ра-ботают» публикации резуль¬татов, которые напоминают по-тенциальным респондентам об их воз¬можности сделать соб-ственный вклад в подобную публикацию.

Поскольку известно, что во многих случаях у почти каж-дого экземпляра периодического издания бывает более од-ного читателя, Целесообразно в самой анкете напечатать, что ее можно копировать Разумеется, когда это не проти-воречит содержательным требова¬ниям исследования).

Заключение.

Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Было время, когда наряду с кибернетикой и генетикой со-циологию считали буржуазной наукой. Социологические ис-следования не поощрялись, ибо считалось: все то правда, что содержится в партийных документах. Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель - не-специалист считает себя законченным социологом и счита-ют ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ог-раничиваясь составлением примитивных анкет.

Особенность социологического метода, исследования за-ключается в двух принципиальных моментах: первое — он позволяет формали¬зовать метод сбора социальной информа-ции. То, на что другие гума¬нитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно деше-вую и объективную информацию. Второе — социологический ме¬тод исследования позволяет путем понятийного фиксиро-вания явления в процессе его развития, проверить полу-ченные концептуальные по¬строения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а со-ответственно, и планировать свою деятельность и даже проекти¬ровать некоторые социальные процессы.

Список литературы:

Курбатов В.И. Социология – М. Март 2000

Радугин А.А. Социология - М. Центр 2001

Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учебное по-собие – М. ЮНИТИ 1999

Ядов В.А. Социология в России – М. Ин-т социолог. РАН 1998


←предыдущая следующая→  
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»