Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Основные методы социологического опроса

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МВД РОССИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО СОЦИОЛОГИИ

на тему:

«Основные методы

социологического опроса»

Подготовил слушатель:

ФП ФЭК курс I

группа 414

Ежова А.А.

Проверил рецензент:

______________________

______________________

2002г.

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно.

В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви¬дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп¬росов населения по самым разнообразным проблемам. Социологиче¬ские службы парламента, Пре-зидента, различных исследователь¬ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци¬ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов¬летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол¬лективах, удовлетворенность насе-ления транспортным обслужива¬нием, работой различных организаций, сферы услуг.

Любая наука в процессе познания определенной об¬ласти действительно-сти использует определенные спосо¬бы, средства, приемы для достижения по-ставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в по-знании своего предмета. Научный метод, таким образом, представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью ко¬торых приходят к научным истинам. Учение же о мето¬дах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии — открывать, обобщать и разъяс¬нять методы научного познания.

Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и ме-тодами, которые они используют для познания предмета своего исследования. В этой связи встает вопрос, какова специфика социологического ме¬тода? Сле-дует сразу сказать, что социологический метод формировался в процессе ста-новления самой социоло¬гии, В этом смысле история социологии может быть рас¬смотрена как история формирования и развития социо¬логического метода применительно к анализу явлений общественной жизни. При этом важно под-черкнуть, что социологический метод развивался в динамике — от позитивизма и материализма в анализе общества к мето¬ду понимающей и формальной со-циологии, и далее к их определенному синтезу в рамках метода структурно-функционального анализа общества.

Структурно-функциональное понимание метода социологии базируется на основных положениях функцио¬нализма, стремящегося раскрыть роль от-дельных эле¬ментов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как ста¬бильная система, все части кото-рой хорошо интегриро¬ваны, хотя каждая и имеет свою функцию.

В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные ме-тоды, с помо¬щью которых проводятся эмпирические социологические исследо-вания. К ним относятся методы сбора социологи¬ческих данных (опрос, наблю-дение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения со-циоло¬гической информации.

Социологический опрос — это метод получения пер¬вичной социологиче-ской информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между ис¬следователем и респондентом с целью получения от пос¬леднего необ-ходимых данных в форме ответов на постав¬ленные вопросы.

Суть метода сводится к общению исследователя пря¬мо или косвенно че-рез его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (рес-пондентов) в фор¬ме вопросно-ответного диалога. Особенность этого обще¬ния состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информа¬ции выступают рядовые участники изучаемых процес¬сов, осознающие эти про-цессы в рамках повседневного житейского опыта.

Выбор вида опроса определяется целями исследова¬ния, его организаци-онно-экономическими возможностя¬ми, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие ус¬ловия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашивае-мых, различаются две основ¬ные формы опроса: анкетирование и интервьюиро-вание.

При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервью¬ер, который представляет авторов исследования и реа¬лизует цели исследования в ситуации опроса.

Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фикси-рует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструк-циями.

Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индиви-дуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респонден-там самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (пуб¬ликуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновиднос¬тей анкетного опроса.

Что такое социологическая анкета? Это объединен¬ная единым исследова-тельским замыслом система воп¬росов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о соци¬альных фактах, явлениях, процессах.

Анкета имеет строгую структуру и состоит из несколь¬ких частей. Первая — вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем крат¬ко говорится о целях и задачах исследования, подчерки¬вается его значение, сообщается о том, как будут ис¬пользованы результаты. Здесь же при-водятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется аноним¬ность ответов.

Вторая часть анкеты — основная. Она содержит воп¬росы (их блоки), на-правления на получение необходи¬мой информации. Поскольку анкета должна способство¬вать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Внача¬ле рекомендуется поставить «кон-кретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес,

расположить респондента к активному заполнению ан¬кеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более слож-ные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

В третьей части анкеты — так называемой «паспортичке» (она иногда помещается вначале) — выясняются социально-демографические характери-стики опрашива¬емых: их пол, возраст, семейное положение, образова¬ние, соци-альное происхождение, профессия, место уче¬бы или работы. В заключении вы-ражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

Интервьюирование — это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. Преимущества метода интервью перед анкетированием заключа-ются в следующем:

• при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культу-ры, образования, степень компетентности респондента;

• этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулиров¬ки, ставить дополнительные, вопросы;

• опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респон-дент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора соци¬ологической информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Ин¬тервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, тре¬бующий от социолога наивысшего профес-сионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интер¬вьюера и респондента.

Виды интервью. Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или по месту жительства (дома) — в зависимости от характера проблем и по-ставленной цели. По технике проведения интервью подразделяется на форма-лизованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное).

Формализованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформули¬рованных вопросов и вариантов отве-тов. Но формулиров¬ки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Свободное интервью отличается минималь¬ной стандартизацией поведения интервьюера, здесь ца¬рит раскованная беседа по поставленной про-блеме.

Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представля¬ется, говорит о целях и задачах исследования, гаранти¬рует полную анонимность. Затем следует установление контакта с рес-пондентом, создание благоприятной атмос¬феры для интервью. Задаются пер-вые вопросы по содер¬жанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувство¬вал, что полностью «вошел» в беседу, она может приоб¬ретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респонден-та.

Методы сбора социальной информации (выборка, анализ

документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование)

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет мето-дический раздел программ, который включает в себя описание методики и ор-ганизации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обос-нование выборки. Характер решаемой

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»