←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (20—40-е годы) 7
1. Методический «взрыв» 8
2. Теоретические разработки 12
3.Советская социология. 13
3.1. Возникновение советской социологии 13
2. СОЦИОЛОГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (50—60-е годы) 21
1. Теории индустриального общества 24
2. Развитие системных идей в социологии 25
3. Структурно-функциональное направление в социологии 27
3. НОВЕЙШАЯ СОЦИОЛОГИЯ 30
2. Социология качественного стиля 35
3. Критическая социология 35
4. Социология постиндустриального развития. 37
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время идет активный процесс развития социологии как самостоятельной научной дисциплины. Публикуются различ¬ные курсы и программы, издан ряд учебников общей и теоретической социологии. При знакомстве со мно¬гими из них возникает ощущение «теоретической свалки», напоминающей опыт небезызвестной «на¬уки» — научного коммунизма. Происходит это по¬тому, что мы все еще находимся во власти старых догм и представлений, трудно освобождаемся от традиций, наследия социокультурного изоляциониз¬ма и приобретаем новый научный и исследователь¬ский опыт. Марксизм утратил теоретико-методоло¬гический статус отечественной социологии. В результате образовался вакуум, вызвавший растерянность у некоторой части социологов. С одной стороны, они потеряли привычную почву под но¬гами. С другой - продолжают рассматривать ус¬пешно развиваемые в западной социологии теоре¬тические концепции как неприемлемые для научного пользования. В преодолении данной си¬туации ощущается недостаточность знания исто¬рии развития социологии как целостной науки.
Следует отметить, что в советское время история социологии была разработана совершенно неудовлет¬ворительно. В нашей историографии, во-первых, гос¬подствовала концепция истории как политики, опро¬кинутой в прошлое. История рассматривалась как инструмент идеологической борьбы. Марксистская философско-социологическая мысль превратилась в служанку официальной политики и идеологии. В ус¬ловиях жесткой дихотомии «марксистское - не¬марксистское» господствовало мнение, что широкое ознакомление с немарксистской социологией не име¬ет принципиального значения, поскольку она не со¬держит научного понимания общественного разви¬тия. Идеологическая инфицированность искажала представление о ней и затрудняла интеграцию с ми¬ровой социологией. В результате в том, что называ¬лось «марксистской социологией», выпал пласт куль¬туры, который во многом определяет лицо современной цивилизации, ее гуманистические до¬стижения.
Конфронтационный дух, ориентация на пропа¬гандистскую тональность, на эффект немедленного «разгрома врага» сказывались на теоретической глубине и практической пользе трактатов по кри¬тике буржуазной (немарксистской) социологии. При этом господствовал двойной стандарт: критика в адрес противника — законна, а выводы альтерна¬тивных марксистской социологии направлений, про¬тиворечащие собственным представлениям, — кле¬вета. Это обусловило необходимость избавления наследия мировой социологии от груза обвинений, носящих гипертрофированный идеологический ха¬рактер, то есть фиксирующих только его антимарксистскую направленность.
Во-вторых, отождествление социологии с фило¬софией (историческим материализмом и научным коммунизмом) привело к тому, что она стала рас¬сматриваться как часть философии. В результате получилось некое полуфилософское знание — свое¬образный «полуфилософский инвалид», не имею¬щий собственной истории. Восстановление социо¬логии как самостоятельной науки, вывод ее из-под «шапки» философии и научного коммунизма за¬ставляет с большим вниманием отнестись к опыту ее развития. У нас есть возможность по достоин¬ству оценить, что в ее пророчествах оказалось правдой, а что нет, истолковать пройденный социо¬логией путь с учетом новых открывшихся фактов.
Создание фундаментальной теории истории со¬циологии - дело будущего. В настоящей работе наше внимание обращено на современную социо¬логию. Выражение «современная социология» ука¬зывает на ее обращение к развитию общества, начиная с 20—30-х годов и до нашего времени, то есть с периода, когда общество вступает в эпоху развитого индустриализма. Кроме того, оно озна¬чает, что, начиная с этого времени, методические и теоретические достижения социологии не утра¬чивают своей актуальности в процессе ее дальней¬шего развития. На рубеже 20—30-х годов начался один из периодов интенсивного развития современ¬ной социологии. В частности, разработанность ме¬тодов и техники, измерительных процедур и чис¬ловых эквивалентов в эмпирической социологии и сегодня, в принципе, предопределяет исследователь¬скую практику, уровень профессиональных норм.
Сердцевиной всякой научной деятельности яв¬ляется установление принципиальной взаимосвязи между «методологией — теорией — методами». Классики социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето и др.) не дали единого понимания ее пред¬мета, но вооружили науку эмпирическими метода¬ми, которые в последующем стали претендовать на роль методологии. По мере развития эмпиричес¬ких исследований споры о предмете социологии как самостоятельной науки стали утихать, а на первый план, вместо теории, выступила приклад¬ная социология, включающая в себя разнообраз¬ную проблематику. В последующем, начиная с 50-х годов, за короткий срок произошла колоссальная эволюция в теории социологии, стремящейся быть адекватной социальным изменениям и процессам современности. Социологический ландшафт ока¬зался неровным и разнообразным: на одном пол¬юсе представлены позитивистко-сциентические до¬ктрины, а на другом — доктрины качественного стиля, выражающие тенденцию альтернативы по¬зитивистским умонастроениям. Между ними имеет место комбинирование и синтез в рамках суммар¬ных интерпретаций. Методологетеоретический плю¬рализм обусловил наличие различных направле¬ний в западной социологии, каждое из которых излагало свою версию предмета социологии и раз¬рабатывало методы, используемые для получения соответствующих данных и результатов. Представ¬ленная в данной работе историческая последова¬тельность направлений социологии вовсе не озна¬чает, что они были единственными в данный период. Лишь в виде некоторой доминанты можно выделить какое-то одно, наиболее популярное и характерное для каждого этапа развития социоло¬гии, направления. Ситуация методолого-теоретического плюрализма сопровождалась также расшире¬нием профессиональной деятельности социолога и появлением значительного количества новых под¬ходов в методике и технике социологических ис¬следований.
В советской социологии все остановилось на мар¬ксизме-ленинизме, с казарменно-оптимистической тенденцией, навязываемой «господствующей идео¬логией». Это направление закончилось, когда ис¬текло его историческое время. Перед отечествен¬ной социологией сейчас стоят новые задачи:
1) освоение методолого-теоретических оснований и соответствующих им исследовательских методики и техники, чтобы выйти на уровень общепринятых научных стандартов мировой социологии; 2) осво¬ение разностороннего языка социологической на¬уки, позволяющего ощутить новые для нас идеи, тематики, понятия, подходы.
История — это память, без которой нельзя усво¬ить знания и двигаться вперед: она связывает времена и имена, приобщает к накопленному на¬учному и исследовательскому опыту. Данная рабо¬та выстраивается вокруг социологических проблем с учетом их персонифицированности. Это позволя¬ет представить яркие и самобытные имена, с кото¬рыми ассоциируется то или иное направление в социологии. Показ индивидуальной компоненты при этом сосредотачивается на самой логике, достиже¬ниях и открытиях социологов, по сравнению с их предшественниками, а не на том, чего они не дали в соответствии с современными требованиями. В жизни многое получается не так как задумано. История социологии — это история движения со¬циологической мысли, являющейся результатом сложения усилий множества участников процесса, который часто не похож на то, что замышлял каждый из них. Знакомясь с теми или иными персоналиями, концепциями, мы сталкиваемся с их авторским своеобразием и всякий раз прибавля¬ем к спектру своего знания какую-то новую крас¬ку. Мы научаемся также видеть содержание науки с разных точек зрения.
Очерки истории носят вводно-обзорный (пропе¬девтический) характер. Систематически и в сжатой форме здесь изложена история современной социоло¬гии, получившей преимущественное развитие в США. Свою задачу автор видит прежде всего в том, чтобы помочь читателю разобраться в разностороннем ма¬териале, в концептуальных толкованиях разнокачес¬твенной социальной жизни, в изменениях методики и техники социологического исследования вне ка¬ких-либо изъятий и умолчаний. Такой подход дает возможность видеть слабые и сильные стороны раз¬личных направлений социологии. Нет истин на все времена. Автор сознательно избегает стиля критики, ориентированного на последнюю оценку, сохраняя простор для дискуссий и самостоятельного составле¬ния мнений по вопросам теории и методов современ¬ной социологии. В конце каждой главы дан список литературы, рекомендованной для использования в ходе изучения этапов истории и основ социологии. На этот список даны и сноски в тексте.
Методическое пособие включено в сборник с праг¬матической целью, чтобы придать ему и прикладное назначение. В повестке дня стоит задача усиления практического аспекта в отработке профессиональ¬ных приемов, навыков и умений социологического исследования. Показ процедур, методов и инстру¬ментария в данном пособии осуществляется в рам¬ках логической структуры разработки программы социологического исследования. Во-первых, демон¬стрируются процедуры, узловые моменты социоло¬гического познания, позволяющие
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|