Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Основные направления Социологии 20 века

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


получен¬ных результатов приобрел в эмпирической социоло¬гии решающее значение, обусловил «методический взрыв».

Перенос акцента в область методики, техники и процедур социологического исследования, сделал методику «субдисциплиной». Представители эмпи¬рической социологии обосновали ее методологичес¬кий статус (как супернауки) с главной ролью — модификации и адаптации опытно-эксперименталь¬ных и математико-статистических методов, число¬вых эквивалентов естественнонаучной ориентации для социальных дисциплин. Такая «социологизация» выражала претензию эмпирической социоло¬гии на ведущее положение в структуре социально¬го познания и знания.

2. Теоретические разработки

Мастерски овладеть «методом» и «теорией» означает стать со¬знательным мыслителем, знаю¬щим, что и зачем он делает.

Р. Миллс

Несмотря на третирование «большой тео¬рией», сама эмпирическая социология спо¬собствовала решению новых теоретичес¬ких вопросов, обусловленных возникновением кон¬кретных социальных проблем: становящаяся индус¬триальная цивилизация, качественные изменения в социальной стратификации, технологические воз¬можности управления, развитие демократии и со¬циального партнерства, включающих право общес¬твенности знать и влиять на все, относящееся к общественной жизни. Данные и другие социо-культурные новации были не типичны для предшеству¬ющего периода и не поддавались удовлетворительному объяснению с позиции социетального подхода.

Для социетального подхода, акцентирующего внимание на макросоциальных явлениях и процес¬сах, человеческая природа — это постоянная вели¬чина, которой можно пренебречь. Рассматривая общество как совокупность индивидов, которые приходят и уходят, в качестве предмета социоло¬гии рассматривают социальные действия, коллек¬тивные представления, социальные отношения и т. п.

Интраиндивидуальный подход в качестве пред¬мета рассматривает индивида и его особенности с задачей свести некоторый индивидуальный фено¬мен к исходным и неизменным инстинктивным кон¬стантам в природе человека, а социальную жизнь — к игре инстинктов. При этом упор делается на индивидуальную мотивацию как отношение инди¬вида к своему поступку, направляющую и объяс¬няющую конкретное поведение и социальное вза¬имодействие. Особую роль играла психосексуальная концепция человеческой природы З. Фрейда, абсо¬лютизирующая инстинкты, в том числе и половое влечение, для объяснения человека и всех соци¬альных явлений, т. е. исходя из того, что лежит у него «ниже пояса».

Неудовлетворенность имеющимися, не пригод¬ными для научно-практического использования те¬ориями, накопление огромного эмпирического ма¬териала, нуждающегося в систематизации и концептуализации изучаемых явлений, привнесли в эмпирическую социологию вкус к теоретической работе и толкали к поиску новых теоретических конструкций, адекватных социо-культурным нова¬циям.

3.Советская социология.

3.1. Возникновение советской социологии

В истории российской социологии советский период 20—30-х гг. был периодом «вычита¬ния и потерь». Для него характерны та¬кие парадоксы, как новаторство, блестящие наход¬ки и бесплодное экспериментаторство; много энту¬зиазма и идеологизация теоретических поисков; поиск новой культуры и большевистский принцип принудительной «справедливости». Доведенные до логически завершенного абсурда, они разрешились официальным запретом социологии, который в советской социологии оставил «белое пятно». Развитие социологии в России в начале XX в.

было на подъеме и к Февральской и Октябрьской революциям 1917 г. сложился достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Он был представлен:

а) немарксистской традицией академической со¬циологии с приоритетом теоретических исследова¬ний - Н. И. Кареев, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев и др.;

б) марксистской традицией с приоритетом ради¬кализации социологии в политической борьбе — А. А. Богданов, В. И. Ленин, Е. А. Энгель и др.

К этому времени была наработана практика со¬циологических исследований, имелся значительный теоретический и практический задел в развитии социальной статистики. Более скромными были ре¬зультаты в области институциализации и образова¬ния, свидетельствующие о несколько худшем пол¬ожении русской социологии, чем социологии в странах Запада. Однако надо отметить появление учебной литературы: первые официальные учебни¬ки по социологии для вузов Т. Фадеева в 1917 г. и для средней школы Е. Энгеля в 1918 г. [60].

На революционной волне в 1918 г. был учреж¬ден Социобиблиографический институт, в 1919 г. были созданы первые кафедры социологии в Яро¬славском и Петроградском университетах, а в пос¬леднем в 1920 г. — отделение социологии на фа¬культете общественных наук. Необходимо отметить, что в академической среде определяющим было влияние немарксистских и антисоциалистических течений. Поэтому, после опубликования в 1922 г. статьи Ленина «О значении воинствующего мате¬риализма», был поставлен вопрос о коммунисти¬ческом контроле за процессом обучения. Он был облечен в формулировку, что «мы не так сильны, чтобы за пролетарские деньги разрешить в стране враждебное инакомыслие и спорить с еретиками». Деятельность старой профессуры была оценена как духовное развращение молодежи. Последовало вы¬движение идеологической и политической функций науки на первый план под лозунгом: «Кто не с нами, тот против нас». За этим жестким каноном марксизма последовала высылка из страны и вы¬нужденная эмиграция лучшей части ученых и преподавателей, тех кто не поступился своими при¬нципами. В частности, за рубежом оказалось более восьмидесяти социологов, двое из которых обре¬ли мировое имя — Г. Д. Гурвич (Франция) и П. А. Сорокин (США). В целом, это была трагедия России, подлинную цену которой по силам упла¬тить только нескольким поколениям.

В то же время строительство нового социалис¬тического общества остро нуждалось в социологи¬ческой науке. Дефицит марксистских кадров с достаточным уровнем профессиональной квалифи¬кации обусловливал потребность в их быстрейшей подготовке через систему рабфаков, института «красной профессуры». В 20-е годы была введена промежуточная научная степень «кандидат наук», в том числе и по социологии. Накладываемый на эти трудности приоритет классового интереса (партийности) неизбежно сопровождался значитель¬ным упрощением теоретических представлений о социальной действительности, популяризацией со¬циального знания в почти сплошь безграмотном населении, доходящей до крайней вульгаризации.

Вместе с тем, в 20-е годы имел место и плодо¬творный, активный рост отечественной социологии, который в определенном смысле можно назвать «золотым». После установления рабоче-крестьян¬ской власти считалось, что есть все необходимое для того, чтобы в результате революционных пре¬образований переходного периода создать бесклас¬совое социалистическое общество (безбуржуазная история) — преддверие коммунизма. Поэтому ста¬новление советской (марксистской) социологии носило пионерский характер: ее объектом было общество, строящееся на базе общественной соб¬ственности и приоритетом большинства — трудящихся масс над остальным меньшинством (кон¬цепция двух дружественных классов плюс слой). Это сопровождалось революционной смелостью мыс¬ли, многообразием точек зрения, активным изда¬нием литературы по социальным проблемам, сво¬бодным от авторитета вождя.

Дело в том, что в этот период советской власти отношение к ее вождю — В. И. Ленину было до¬статочно свободным. Старые большевики не счита¬ли его крупным теоретиком, тем более в новых проблемах, связанных со строительством социализ¬ма. К нему относились главным образом как к практику, умело прилагающему марксистскую те¬орию к стратегии и практике социалистической революции, как политическому вождю партии. Именно в этом качестве Ленин написал много ста¬тей, брошюр и книг, в которых ему приходилось высказываться «походя» о таких вещах, как фило¬софия, экономика, социология, военное дело и др. В 1924 г. только еще начинались обсуждение его вклада в развитие марксизма и пропаганда лени¬низма. В последующем «верные ленинцы» превра¬тили Ленина в корифея науки и гениального фи¬лософа, экономиста, социолога, историка и т. д.

В становлении советской социологии наметилось две тенденции.

Во-первых, следование желанию, что «мы хо¬тим пахнуть по-своему», вело к самоизоляции от общего развития социологии, к отрыву от богатых традиций в истории развития социологической мысли и достижений методического уровня. Дан¬ная «окукленность» отечественной социологии обус¬ловливала ее локальный характер, что сказыва¬лось на научной репрезентативности и ценности.

Во-вторых, переход от агитационно-пропагандист¬ских форм к исследовательской работе и накопле¬ние эмпирического опыта вело к возникновению зачатков отраслевых социологии: труда, быта и культуры, бюджета времени, социальной структуры и др. При этом необходимо отметить, что обра¬щение к социологическим исследованиям имело достаточно широкую географию: города Воронеж, Иркутск, Казань, Кострома, Минск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Тверь, Харьков и др.

Исследования имели преимущественно социаль¬но-экономический характер с использованием со¬циологических подходов. Среди работ такого пла¬на можно выделить исследования С. Г. Струмилина, Я. Видревича (экономика труда, бюджет времени); А. Крицмана, Ф. Казанского (структура советского общества); А. К. Гастева, Н. А. Витке (научная организация труда); А. Исаева, И. Ходоровского (безработица); М. Берштейна, Н. Н. Иорданского (молодежь); А. Большакова, А. Гайстера (совет¬ская деревня); С. Вольфсона, И. Гельмана (брак и семья); В. Андреева, Г. Полляка (условия жизни); А. Гозулова, Б. Смулевича (народонаселение); А. Герцензона, В. Внукова (преступность); Л. М. Сабсовича, Н. Мещерякова (градостроитель¬ство); Н. А. Гредескула

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»