←предыдущая следующая→
1 2 3
отношению к социальной системе в целом (например, все разрастающиеся структуры игорного бизнеса, секс услуг). Если линия на иллюминацию и ограничение деятельности подобных структур будет проводиться достаточно последо¬вательно, то и в различных социальных группах распрост¬ранится неприятие, во всяком случае, сформируется нега¬тивное общественное мнение к суррогатным ценностям. По¬степенно сформировались бы взаимоприемлемые ценност¬ные ориентации, моральные стандарты, создающие обще¬ственную устойчивость. В этих условиях социальная аномия по всем эмпирическим данным должна будет сократиться, что, несомненно, создаст объективные возможности для вы¬хода из кризисного развития. Разумеется, механизм соци¬ального контроля не может сложиться в принципе без ради¬кального восстановления основных агентов социализации. Важно, чтобы дисфункциональные, побочные эффекты не нарушили общих функциональных результатов по социали¬зации граждан, как это ныне имеет место.
Представляется, данный сценарий является наименее вероятным. При всех достоинствах россиян «природа по¬следних», сформированная в условиях революций и тоталитаризма, предрасполагает к импульсивной, эмоцио¬нально окрашенной, взрывной политической стратегии, которая с трудом сочетается с рационализмом, практи¬цизмом, холодной расчетливостью, что необходимо для постиндустриальной цивилизации. Во всяком случае, для перехода к ней.
Наиболее вероятный сценарий разрешения кризиса, на мой взгляд, связан с образованием уникального и непов¬торимого общества-гибрида, сочетающего в себе элементы эволюционирующих индустриально-традиционных цен¬ностей и некоторых ценностей постиндустриализма, кото¬рые взаимно проникают друг в друга. Для становления та¬кого общества потребуется гораздо больше времени, и формироваться оно будет за счет приливов и отливов в до¬минировании индустриально-традиционных и постиндуст¬риальных ценностей. Данный сценарий предполагает об¬щий рациональный политический курс, на который пери¬одически будут оказывать влияние непредвиденные фак¬торы, импульсивные попытки правящей элиты вырваться вперед, одним махом решить все проблемы с дисфункция¬ми тех или иных структур. Объективно эти попытки сами могут быть дисфункциональными для экономической и политической систем, особенно для механизма поддержа¬ния институциональных культурных образцов. Спад со¬циальной аномии будет происходить значительно медлен¬нее из-за скачков в формировании общей системы ценно¬стей. Процесс восстановления и реорганизации основных агентов социализации не будет последовательным, хотя постепенно в целом они станут функциональными для большинства населения. Люди адаптируются к новым со¬циальным статусам и ролям, характерным для системы с большей социальной мобильностью, с добровольной миг¬рацией в поисках работы.
Возможен и наихудший сценарий. Если общество не най¬дет в себе достаточных потенций для самосохранения, развития имеющихся ценностей, для усвоения ценностей постиндустриализма и пойдет по легкому пути заимствова¬ния суррогатных псевдозападных ценностей, то количество дисфункциональных структур по отношению к социальной системе в целом будет постоянно расти. На этом пути выйти из кризиса невозможно. За счет дисфункций все большая часть населения будет подвержена аффективной нестабиль¬ности, сопровождающей социальную аномию. Это может привести к окончательному развалу механизма социального контроля, что сделает невозможным нормальный процесс социализации, без чего общество прекращает свое существо¬вание. В истории есть примеры, когда империи, обладавшие огромным экономическим и военным потенциалом, пре¬кращали свое существование из-за морального разложе¬ния.
Для российского общества вектором преодоления ны¬нешнего кризиса является реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общих ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без этого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой, ни западные долларовые инъекции, ни са¬мые демократические политические и экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их ценностному содержанию.
Итак, современный кризис российского общества свои¬ми корнями уходит в 60-е гг., когда появилась возмож¬ность начать движение к постиндустриальным ценностям, которая, однако, не была реализована в условиях тотали¬тарной системы. Для перехода от индустриальной к постиндустриальной модели развития нужен не только достаточный экономический потенциал, но и социокультурные основания в виде определенных ценностей, стату¬сов, ролей.
Выдвижение идеалов, не подкрепленных социокультурными ценностями, не позволяет перескочить к по¬стиндустриализму, минуя необходимый исторический пе¬риод вызревания ценностей, адекватных процессу перехо¬да.
Социокультурные ценности могут утверждаться в иде¬ологической, поведенческой и материальной формах. От¬сутствие в стране предпосылок для восприятия их индиви¬дами на поведенческом и материальном уровнях приводит к тому, что западный опыт поступает к нам в квазифор¬мах, огрубленных структурах и функциях.
В обозримом будущем в российском обществе будут сосу¬ществовать три системы социокультурных ценностей: инду¬стриально-традиционные, постиндустриальные, псевдоцен¬ности западного общества. Отсутствие в стране общеприз¬нанной системы ценностей и институализированных средств их достижения — главная причина социальной аномии.
Выход из кризиса может произойти при формировании эффективного механизма социального контроля, обеспе¬чивающего доминирование постиндустриальных ценно¬стей, их общее признание населением и восстановление основных агентов социализации.
Российское общество сегодня можно охарактеризовать следующими явлениями - углубление социальных и межнациональных конфликтов, внутренняя политическая борьба между реформаторами и консерваторами, тяжелый экономический и социальный кризис, разгул преступности
Следует ожидать, что нынешний кризис продлится довольно долго. Конкретное время выхода из него будет определятся не столько реальными программами и инициативами правящей элиты (что, конечно, важно в плане выбора не желаемой, а возможной стратегии), сколько готовностью и способностью разных социальных групп перейти к новым постиндустриальным ценностям на идеологиче¬ском, поведенческом и материальном уровнях
Для российского общества вектором преодоления ны¬нешнего кризиса является реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общих ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без этого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой, ни западные долларовые инъекции, ни са¬мые демократические политические и экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их ценностному содержанию.
Универсального общественного строя, пригодного для всех стран и времен не было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития России следовало бы исходить не из того, что делает все цивилизованное человечество, а из конкретных условий России.
Отличительными чертами новой модели общественного строя являются:
направлены на удовлетворение потребностей личности, а не класса или одной социальной группы
удовлетворение этих потребностей главная цель, тогда как в капиталистическом обществе она вторична
для нее характерна защита всех форм собственности, а не только частной
она исключает навязывание воли одного – двух классов или групп всему обществу
Для строительства цивилизованного общества необходимо отбросить отрицательные стороны, как капитализма, так и социализма и использовать положительные стороны той и другой общественной системы. Таким образом, Россия должна идти своим путем учитывая особенности предыдущего развития. Думается, что в ближайшее время Россия не будет ни социалистической, ни капиталистической страной.
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|