Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Основные тенденции развития Российской политической элиты

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Скачать реферат


избирается Председателем Совмина. Что касается сформированного Правительства, то произошло его заметное омоложение — средний возраст министров снизился с 1984 г. по 1989 г. на восемь лет (с 64,1 до 56,2 го-да), а удельный вес возрастной группы 51-61 лет вырос с 34,0 до 74,3%. Больше стало ми-нистров, чей уровень образования соответствовал характеру выполняемой ими работы — 58,6% (против 47,0% в 1984 г.). Впервые за 70 лет появился беспартийный член прави-тельства (председатель Госкомитета СССР по охране природы И. Воронцов), резко уменьшилось число министров, являющихся членам ЦК КПСС (С 78,0% до 38,6%).

Снижение роли КПСС на втором этапе перестройки выразилось в следующем: а) упразднение единой системы номенклатурного назначения и замена ее выборами лишало КПСС возможности полностью контролировать персональный состав кадров, занимаю-щих ключевые государственные посты;

б) передав Верховному Совету СССР функции окончательного формирования ка-бинета министров, КПСС тем самым ослабила свое влияние на хозяйственную жизнь страны;

в) проведение многомандатных выборов сделало потенциально возможным неиз-брание партийных руководителей в высшие органы государственной власти и, следова-тельно, снижало возможность влиять на деятельность этих органов изнутри (на выборах народных депутатов в 1989 г. из 121 секретаря партийных комитетов было избрано всего 38 человек или 31,4%).

г) появление представителей новой политической элиты, не тождественной пар-тийной номенклатуре, способной самостоятельно влиять на политическую жизнь СССР.

Третий этап перестройки характеризовался созданием новых структур власти. Состоявшийся в марте 1990 г. третий внеочередной съезд народных депутатов СССР вво-дит пост Президента СССР, при котором создается два органа: Совет Федерации, вклю-чающий Высших должностных лиц республик и Президентский совет, формируемый Пре-зидентом, обоим органам были приданы консультативно-совещательные функции.

Выборы в республиканские советы вывели на политическую арену много новых лиц. В 1989 г. высшее руководство республик было достаточно полно представлено в де-путатском корпусе: среди 44 высших должностных лиц в республиках народными депута-тами было избрано 38 человек (86%).

Одной из главных характерных черт этого периода являются повышение роли рес-публик в политическом процессе и “дальнейшее оттягивание власти от ЦК партии и его Политбюро, но теперь уже не к Верховному Совету СССР, а к республиканским совета и к новым структурам, формируемым президентом” состав ЦК КПСС после XXVIII съезда (1997 г.) существенно меняется. Доля министров и первых секретарей обкомов и крайко-мов уменьшилась с 50% численного состава ЦК до 25%. Возрос удельный вес “простых тружеников” — с 8,5% (1986 г.) до 25,7%. Значительный вес приобретает интеллигенция — 133%. Произошла депрофессионализация высшего органа партии, увеличилась доля лиц, не прошедших номенклатурной школы.

Новое ЦК — это уже не орган, объединяющий в себе лиц, занимающих ключевые посты в государстве; он больше становится похож на действительно партийное образова-ние — союз активистов-едино¬мыш¬лен¬ни¬ков. Уход из ЦК ключевых фигур означает сни-жение его роли в политике, говорит об изменении места КПСС в самой политической сис-теме общества. Динамика изменений, произошедших в высшем партийном руководстве за годы перестройки, собрана и обобщена сектором изучения элиты института социологии РАН и опубликована О. Крыштановской .

Таблица 1

Динамика социально-демографических характеристик

членов высшего партийного руководства (Политбюро и Секретариат ЦК КПСС)

Первый

состав,

избравший

М. Горбачева

Генсеком ЦК Второй

состав,

после XXVII

съезда КПСС Третий

состав,

перед началом XXVIII съезда КПСС Четвертый со-став,

после XXVIII

съезда партии

Март 1985 Март 1986 Март 1990 Июль 1990 г.

Возраст (лет):

— средний 68,5 63,2 60,1 54,5

— минимальный 54 50 53 45

— максимальный 86 77 70 64

Количество

женщин 1 1 1

Удельный вес

русских, % 68,0 76,0 70,8 37,6

Происхождение (%)

— из села 45 56 46 41

— из города 55 44 54 59

Таблица 2

Изменение уровня и характера образования

высших партийных руководителей в разные годы (в %) .

Март

1985 г. Март

1986 г. Март

1990 г. Июль

1990 г.

Доля, имеющих учен. степень 13,6 24,0 29,2 48,3

Доля, имеющих 2

и более высших образования 27,0 20,0 33,3 62,1

Характер образования:

— инженерное 66,7 60,0 45,8 58,6

— гуманитарное 28,6 24,0 29,1 31,0

— сельскохозяйственное 12,0 20,8 17,2

— политическое 27,3 16,0 25,0 58,6

— прочее

Из приведенных данных видны наиболее яркие тенденции кадровых изменений: омоложение и уменьшение доли представителей русской национальности. За русскими остается лишь треть мест в высшем эшелоне партии, что означало, по сути, падение роли центра и возвышение окраин.

В табл. 2 просматривается тенденция повышения образованности высшей номенк-латуры. Можно сказать, что М. Горбачев приближая к себе “просвещенную” номенклату-ру, отдавая предпочтение людям с гуманитарным образованием.

Таким образом, за шесть лет перестройки структура власти в СССР претерпела су-щественные изменения, основные из них следующие.

Коммунистическая партия потеряла свою монополию на государственную власть.

Перестала существовать политическая система, основу которой составляла но-менклатурная иерархия.

После осуществления политической реформы партия оказалась в значительной степени лишенной своих прежних рычагов власти, что означало постепенный ее переход на периферию политической жизни.

Депутатский корпус “обновился” независимыми от партии политиками благодаря проведению альтернативных выборов.

Преобразования структуры власти в СССР происходили на фоне все увеличиваю-щейся роли республик в политическом процессе.

Перестройка (как и большинство реформ в России) была осуществлена самой эли-той, т. е. “сверху”. Горбачевские реформы раскололи правящий класс надвое — на “ком-мунистов-ортодоксалов” и “коммунистов-демократов”. Последние и составили костяк Ельцинской элиты, однако, “горбачевская революция” не привела к власти новый правя-щий класс. Это была не замена элит, это была, по выражения О. Крыштановской, смена “генеральной линии”.

Ельцин, несмотря на личную вражду с М. Горбачевым, был лишь продолжателем его дела. Он углубил начатые своим предшественником экономические изменения, про-должил реформирование политической системы. Но, несмотря на серьезное обновление, Ельцин продолжал пользоваться кадрами, более чем на треть состоящими из горбачевской номенклатуры (39,7%) и людьми догорбаческого периода — 49,8%.

Политический обозреватель газеты “Известия” А. Плутник приводит весьма пока-зательный список руководителей стран ближнего зарубежья, недавно входивших в еди-ный союз.

Президентом Молдавии стал Лучинский, бывший первый секретарь ЦК Компартии Молдавии, член Политбюро ЦК КПСС (1989-91 гг.). Партийный деятель времен “застоя” (первый секретарь горкома — до 1978 г.) — отныне президент страны, избравшей для се-бя демократический путь развития, сменив президента М. Снегура — бывшего секретаря ЦК компартии Молдавии. После противодействия объединенной оппозиции президент Белоруссии А. Лукашенко, став президентом, главой сената назначил А. Малофеева, быв-шего первого секретаря ЦК КПБ, члена Политбюро ЦК КПСС.

“Проходящие ныне встречи руководителей стран СНГ (саммиты) имеют, за редким исключение, тот же состав участников, что и заседания Политбюро в застойном про-шлом” .

В то время совещались первые секретари — нынешние Президенты: Казахстана — Н. Назарбаев (член Политбюро в 1990-91 гг.), Туркменистана — С. Ниязов (член Полит-бюро в 1990-91 гг.), Узбекистана — И. Каримов (член Политбюро в 1990-91 гг.), Грузии — Э. Шеварднадзе (член Политбюро в 1985-90 гг.), Азербайджана — Г. Алиев (член По-литбюро в 1982-87 гг.). К этому перечню следует добавить бывших президентов Литвы — А. Бразаускаса (первый секретарь КП Литвы в 1988-89 гг.), Украины — Л. Кравчука (ра-ботник аппарата ЦК Компартии Украины с 1970 г.).

“Все дело в искусстве перевоплощения, в том, чтобы отвечать задачам дня и при-надлежать к правящей элите” — заключает А. Плутник.

Основные особенности рекрутирования политической элиты на этапе перестройки и причины присутствия в ней большой доли бывших партийных работников и выдвижен-цев следующие.

Во-первых, опытная номенклатура, сформированная партией, сохранила основные рычаги влияния в отдельных частях государства и, благодаря способности манипулиро-вать общественным сознанием, приводила к власти своих выдвиженцев.

Во-вторых, устоявшаяся в прошлом система подготовки и роста руководящих пар-тийных, советских и хозяйственных работников сформировала кадры управленцев, обла-дающих гораздо лучшим опытом и большими специальными знаниями, чем “демократи-ческие выдвиженцы”.

В-третьих, стремящиеся во власть на волне демократизации общества и умело вы-ступающие на митингах представители “демократов” не могли на деле конкурировать

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»