←предыдущая следующая→
1 2
Культура - одно из самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнару-жить в трактатах и письмах Древнего Рима. Понятие “культура” в пере-носном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотно-силось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков.
Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а ду-ховность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К поня-тию культуры близок и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин “культура Вэнь” был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие “культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание, “ур” - свет, то есть почита-ние света.
Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделыва-ние, образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими пере-водными книгами. В XX века в Росси под словом цивилизация стало по-ниматься общее состояние общества или даже уровень воспитания или конкретных персон, противопоставляемое дикости или варварству. Под-ведем итог лингвистического развития слова культура в современных языках: 1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация; 3) аб-страктное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то группе людей, како-му-то историческому периоду; 4) абстрактное обозначение форм и про-дуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино.
Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выражен-ный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а так-же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры человеко-творческая, или гумани-стическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Куль-туру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредме-чена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки, философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение дан-ной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофиче-скими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к анемии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатей-шие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интел-лектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по этому признаку.
Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с опреде-лением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, дейст-вия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные сис-темы, как мораль и право.
Семиотическая или знаковая функция, представляя собой опре-деленную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овла-деть достижениями культуры. Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей фор-мирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ори-ентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оцен-ки.
Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и исполь-зующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектиро-ванных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социаль-ной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все функции культу-ры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с соци-альным окружением. Число такого рода функций весьма велико. Они мо-гут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции более высокого уров-ня.
Наиболее общей и универсальной функцией культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулиро-вание повышения уровня их групповой консолидированности и эффек-тивности взаимодействия, накопление социального опыта по гаранти-рованному социальному воспроизводству их коллективов как устойчи-вых сообществ.
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции, обеспечивающие основные формы интегрированного сущест-вования сообществ людей:
организация людей в их совместной жизнедеятельности посред-ством их структурной дифференциации на различного рода относи-тельно самодостаточные группы: социально-территориальные сосед-ские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалек-там, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (рели-гиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и т.п.;
регуляция процессов взаимодействия между людьми посредст-вом исторической селекции, нормирования и стандартизации наибо-лее удачных элементов социального опыта в этой области и реализа-ции их в работе регулятивных механизмов конвенционального (цен-ностные ориентации, мораль, нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право, политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;
консолидация и самоидентификация людей в коллективе по-средством выработки общих целей и идеалов их совместного сущест-вования, групповых интересов и потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности им, удовлетворенности дей-ствующими нормами и правилами совместного общежития и взаимо-действия, формирования системы образов групповой идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его социальном воспроизводстве как процессе, отве-чающем их индивид, и групповым интересам.
Третий уровень — функции культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:
культуру демографического и социального воспроизводства членов сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных отношений, брачно-семейных и родственных обя-зательств, норм соседского общежития, стандартов физического раз-вития индивида и охраны его репродуктивных возможностей, а так-же системы форм и средств целенаправленной межпоколенной транс-ляции социального опыта (воспитание, просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки норм и стандартов со-циализации и ин-культурации личности, ее социальной и культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее заинтересо-ванности в приемлемых для общества формах социальной самореали-зации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в превраще-нии индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее “производи-теля”;
культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, реализуемую посредством накопления опы-та и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении продовольствием, те-плом, жильем, в методах и традициях охраны здоровья и межлично-стной взаимопомощи людей), обеспечении коллективной безопасности
←предыдущая следующая→
1 2
|
|