←предыдущая следующая→
1 2
безопасности сообщества (оборона) и индивид, безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов (правоохранительная сис-тема);
культуру развития искусственной материально-пространственной среды обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами, выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их внут-реннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наи-более важных производств и иных функциональных зон и пр.), разви-тия системы энергообеспечения и производства средств производства (инструментария), обеспечения производства и распределения това-ров потребления и услуг и т.п.;
культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства, формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и его символической маркировки (титулату-ра, регалии, престижные образцы одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);
культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в си-туации неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.), благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии гуманизма и абсолютизации ценности человече-ской жизни, мифологии социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над личностью и т.п.;
культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально значимых знаний, представлений и опыта: рацио-нальных (наука и обыденные наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия), логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость), образных (искусство, метафо-ричность мышления и суждений, игровые формы поведения и пр.);
культуру коммуницирования и обмена информацией и социаль-ным опытом между людьми, реализуемую в виде процессов: сим-волизации объектов и явлений (формирование обозначающих поня-тий, слов, знаков, символов и пр.), сложение языков обмена инфор-мацией (“естественных” устных и письменных вербальных, невер-бальных языков жестов и телесной пластики, символических и цере-мониальных действий, искусств, специализированных языков слу-жебных и технических символов — математических, компьютерных, топографических, чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов, знаков различия, функциональной атри-бутики, языков цифрового, графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.), сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов, занимающихся накоплением, со-хранением и обеспечением доступа к социально значимой информа-ции (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных, картоте-ки и пр.);
культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека, включающую принятые в сообществе нормы и формы ох-раны здоровья и личной гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных, отпусков, освобождения от актив-ной деятельности по возрасту и состоянию здоровья), традиции физи-ческой культуры и спорта, оздоровительного туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и народных празд-ников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы развле-кательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов органи-зованного досуга и т.п.
Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не о практических технологиях по достижению утилитарного ре-зультата (созданию продукта потребления), а о социальных нормах, регу-лирующих допустимость и предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны уже с дифференциацией культуры на специализированные функ-циональные сегменты (“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”, “религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы критериев качества осуществления тех или иных соци-альных функций (“культура труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного мышления”, “культура художест-венного творчества” и пр.). В обоих случаях здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых технологий (а отсюда и каче-ственные параметры результатов) в той или иной сфере жизнедеятельно-сти общепринятым технологическим нормам в соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции такого рода тех-нологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепи-лись в ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф. культурой” и “культурой образа жизни”.
Таким образом, во всем многообразии функций культуры можно выделить такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-регулятивно-нормативное, познаватель-но-коммуникативное, рекреационное и оценочное.
Литература:
I. Токарев С.А. Разграничительные и объединительные функции культуры. М., 1983.
II. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
III. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
IV. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
V. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996; Они же. Апология культурологии // Обществ, науки и совре-менность, 1997. № 2.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|