←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Министерство общего и профессионального образования
Тверской государственный университет
Кафедра менеджмента
реферат на тему:
« ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ »
Выполнил:
Принял:
ТВЕРЬ
Важнейшей предпосылкой обоснования теории управления является представление объектов управления социально-психологического управления, людей, как членов человеческого общества. Это подразумевает, что отдельно взятый человек должен рассматриваться как личность.
Личностью в психологии обозначается системное социаль¬ное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятель¬ности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Как следует из факта несовпадения, нетождественности понятий «индивид» и «личность», последняя может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей «сверх¬чувственны». Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы. Они образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявле¬ния, определяющие особую позицию каждого индивида в сис¬теме межиндивидных связей и шире - в системе обществен¬ных отношений.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, об¬разующих ее индивидуальность. Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, харак¬тера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, вооб¬ражения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповтори¬ма в своей индивидуальности.
Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тож¬дественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, об¬разуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, ловкость и решительность, задумчивость, привычка грызть ногти, смеш¬ливость и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обла¬дающий этими чертами. Если черты индивидуальности не пред¬ставлены в системе межличностных отношений, то они оказы¬ваются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые а наи¬большей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до из¬вестного времени остаются «немыми», пока они не станут не¬обходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Природные, органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как соци¬ально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) н социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.
В структуру личности, таким образом, в первую очередь входит системная организация ее инди¬видуальности, представленная в строении темпе¬рамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии лич¬ности. Таким образом, выделяется первая составляющая струк¬туры личности - ее внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема.
Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегриро¬вана, не может быть заключена лишь в некое замкнутое про¬странство внутри органического тела индивида, а обнаружива¬ет себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, а которые включены по меньшей мере два индивида (а фактиче¬ски общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
Из этого следует, что личность в системе своих «действительных отношений как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида. Реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и по¬этому одну из характеристик структуры личности следует ис¬кать в «пространстве» вне органического тела индивида, ко¬торое составляет интериндивидную подсистему личности.
Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное «пространство», мы получаем возможность от¬ветить на вопрос о том, что представляют собой феномены коллектива: коллективистское самоопределе¬ние, коллективистская идентификация и др. Что это: собствен¬но групповые или личностные проявления? Когда характеристи¬ки и само существование личности не замыкаются «под ко¬жей» индивида, а выносятся в межинднвидное «пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий «индивид» н «личность» (либо личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в кон¬кретной форме проявлений личности.
Исследования, посвященные системному подходу в науке, показали, что важнейшей характеристикой каждой системы является ее структура. Структура - "совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность". Разработка научного представления о структуре личности является предпо¬сылкой создания целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии ее проявлений. Среди ученых-обществоведов (в первую очередь среди психологов) сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности направ¬ленности, характера, темперамента и способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему, характе¬ризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент - как систему природных свойств; способности - как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер - как синтез отношений и способов поведения.
Изложенное позволяет следующим образом схематически изобразить социально-психологическую структуру поведения личности (схема 1).
ПОТРЕБНОСТИ МОТИВЫ
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕЛЛЕКТ ВОЛЯ ЭМОЦИИ СПОСОБНОСТИ
(ЧУВСТВА)
ТЕМПЕРАМЕНТ
ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ
БАЗОВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ СИСТЕМНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ
Темперамент. В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Имеются в виду прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний, а также та или иная скорость их протекания. Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой - к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого -сдержанность движений, очень малая подвижность лица. Различия по динамическим особенностям выступают - при прочих равных условиях - в общей активности индивида, в его материке и его эмоциональности.
Разумеется, динамические проявления человека могут во многом зависеть от воспитанных установок и привычек, от тре¬бований ситуации и т. п. Но несомненно, что индивидуальные различия, о которых идет речь, имеют и свою врожденную основу. Это подтверждается тем, что такие различия обнару¬живаются уже в детстве, выступают в самых разных сферах поведения и деятельности и отличаются особым постоянством.
Динамические черты, присущие индивиду, внутренне свя¬заны между собой, составляют своеобразную структуру. Инди¬видуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.
Представление о том, какой у человека темпе¬рамент, обычно складывается на основании не¬которых характерных для данного лица психологических особенностей. Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного с выразительной мимикой и движениями называют сангвини¬ком. Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий н речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|