←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
других людей, не надеется на подсказку, а сам принимает решения и реализует их на практике.
Следующим элементом социально-психологической структуры, который играет стимулирующую роль в активности личности, являются эмоции и чувства. Чувства представляют собой сложные, устойчивые свойства личности, проявляющиеся под влиянием каких-либо воздействий. Переживания личности, отражающие определенные воздействия, являются эмоциями. Эмоции являются психическими процессами, на основе которых образуются чувства как свойства личности.
В психологии различают следующие чувства личности: моральные (нравственные), интеллектуальные (познава¬тельные), эстетические.
Моральным чувством называется эмоциональное; отношение личности к поведению людей и своему собственному. Такие чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и отражают нравственные нормы, принятые в обществе, в конкретном коллективе. Эти переживания представляют собой результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, признатель¬ности и неблагодарности, любви и ненависти. Высшими моральными чувствами, обусловленными мировоззрением личности (системой взглядов и убеждений), являются Интеллектуальные чувства представляют собой переживания, возникающие в процессе умственное деятельности. К основным интеллектуальным (познавательным) чувствам относятся: любознательность, радость и восхищение, гордость в связи с решением задачи, сомнение и разочарования в случае неудачи, вдохновения и др. Особенно важно развитие в человеке (прежде всего в условиях перехода экономики на рыночные отношениям чувства нового как мотива поиска новых приемов и методов работы, борьбы за внедрение нововведений (инновации) и практику, формирование рыночного мышления. Интеллектуальные чувства очень тесно связаны с моральными чувствами. Так, стремление познать истину определяется не только интеллектуальным чувством, но и диктуется моральным долгом человека.
Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Воспринимая красивое (например, шедевры искусства), человек испытывает эстетическое чувство прекрасного, которое вызывает желание любоваться им, побуждает ко все новым и новым встречам с ним.
К системным качествам личности относят всю совокупность характеристик, отражающих ее социальность, принадлежность к человечеству. К этим качествам можно отнести такие обобщенные характеристики, как мировоззрение, убеждения, патриотизм, гражданская ответственность и т.д.
Социальное поведение личности во многом связано с ее ролью. Понятие "роль" в социальной психологии означает социальную функцию личности, соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Такое понимание связано с тем, что в сходных обстоятельствах (например, на одном предприятии) работники, занимая одинаковые должности, ведут себя в трудовом процессе одинаково в соответствии с требованиями производства, т.е. их трудовое поведение регламентируется соответ¬ствующими документами (положениями, должностными инструкциями и т.д.). Другими словами, роль - это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются, следовательно, социально- типические аспекты поведения.
Исходя из приведенного определения социальная роль выполняет две функции:
1) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студента, покупателя в магазине, пассажира в автобусе, сына в семье и т.д.);
2) формирует определенные ожидания партнера от поведения ее исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответное поведение партнера. Функциональная роль каждого члена трудового коллектива определяется; должностными инструкциями ( продавца, бригадира и т.д.) в которых отражены обязанности, права, ответственностью работника, его официальные взаимосвязи с другими членами коллектива, а также основные требования к его профессиональным качествам. Подробная и ясная должностная инструкция является основой для адекватного понимания) и усвоения функциональной роли. Однако, как свидетельствуют результаты социологических исследований, детальная регламентация функциональной деятельности работника не всегда бывает обоснованной, т.е. инструкция должна устанавливать известную степень самостоятельности работника, возможность для проявления инициативы и творчества.
Изложенное позволяет раскрыть структуру (внутреннее строение) социальной роли. В нее входят следующие элементы:
1) ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретной профессии, должности и т.д.);
2) ролевые ожидания;
3) ролевое поведение (т.е. исполнение роли);
4) оценка ролевого поведения;
5) санкции (в случае неисполнения роли). Центральным элементом структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного Руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют неодинаково, является понятие "ролевое поведение".
Вышеописанные особенности социального поведения личности ярко проявляются в группах.
Группа - реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
К элементарным параметрам любое группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций Каждый из этих параметров может приобретать совершенно раз¬личное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, напри¬мер, возрастные, профессиональные или социальные характерис¬тики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описании состава группы в связи с многообразием реальных групп, в каж¬дом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная груп¬па выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными сло¬вами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характе¬ристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно силь¬но различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.
То же можно сказать и относительно структуры группы. Суще¬ствует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении ма¬лых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.
Однако, если последовательно рассматривать группу как субъ¬ект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответст¬венно. По-видимому, в данном случае самое главное - это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоцио¬нальная структура группы - структура межличностных отноше¬ний, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обо¬значает тот простой факт, что всякий член группы не просто вы¬полняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и каче¬ство выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определен¬ным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде слу¬чаев может возникать рассогласование между ожиданиями, кото¬рые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реаль¬ным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов. поведения».
В более узком смысле групповые нормы - это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нор¬мы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе обществен¬ных отношений, ее опытом в организации определенной деятель¬ности.
Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода цен Настей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|