Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Основы социологии и политологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Социология, как наука.

1. Понятие социологии.

2. Исторические этапы становления социологической мысли.

1) Социология – это наука об обществе, как о социальной системе в целом, о функционировании и развитии этой системе через её составные компоненты, лич-ности, социальные общества и социальные институты.

Социология социальная жизнь общества социальные отношения.

Социальные отношения бывают:

1. Социально-групповые. (Социальные слои, классы)

2. Социально-территориально. (Городское и сельское население)

3. Социально-демографические. (Дети, молодежь)

4. Социально-профессионально. (Трудовые коллективы, профессиональные группы)

5. Межличностные отношения между отдельными личностями.

В центре социальных отношений лежит взаимодействие людей и их объединения, а социология выступает как наука о поведении в среде себе подобных.

2) I.

Античность (середина 1 тысячелетия до н.э.)

Платон (427- 347 до н.э.)

Главным произведениям считается «Государство» в котором Платон разделил об-щество на 3 класса:

1. Высший класс – мудрецы и управляющие государством.

2. Средний класс – войны охраняющие государство от беспорядков.

3. Нижний класс – ремесленники и крестьяне.

Создал тем самым первую в мире теорию социальной страфикации.

Платон считал:

1. Высший класс через мерно богат и поэтому злоупотребляет властью, чтобы этого не происходило, предлагал лишить его частной собственности.

2. К власти нужно допускать людей достигших 50 летнего возраста, высоко образованных и мудрых.

Аристотель (384 – 322 до н.э.)

Так же как и Платон разделил общество на 3 класса:

1. Высший класс – богатая плутократия.

2. Средний класс

3. Низший класс – лишенный собственно пролетариат.

Считал, что общество будет управляться лучше если:

1. Средний класс будет многочисленнее и сильнее, чем два других.

2. Часть бедняков не будет отстранены от участия в управлении государством.

3. Эгоистические интересы богатых будут ограничены.

4. Частная собственность будет у каждого, так как коллективно озлобляет лю-дей.

II. Новое время (15 – 17 века)

Николо Макиавелли (1469 – 1527 г.)

Главным произведением считается «Государь» которое послужило продолжение Платоновского произведения. Оно состоит из законов поведения людей, которое по мнению Макиавелли должен знать каждый лидер желающий добиться успеха.

Томас Гоббс (1588 – 1679). Разработал теорию общественного договора, которая стала основой учения о гражданском обществе. В первые определил три формы государственного правления:

1. Монархия

2. Демократия

3. Аристократия

III. Современный этап (середина 19 начало 20 века)

Этот этап отличается от двух предшествующих тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно становиться на путь капиталистического развития.

I. Начальная стадия зарождения капитализма.

Огюст Конт (1798 – 1857)

Считал, что вылечить больное общество можно только создав науку о нем. Открытые ею законы нужно преподавать в школах и университетах, что бы нау-чить людей правильно строить свои взаимоотношения. Назвать ее предлагал со-циологией. Впервые выделил предмет и метод ее исследований, что позволило ей стать самостоятельной наукой.

Карл Маркс (1818 – 1883)

Его называют родоначальником социального конфликта, так как в отличии от своих предшественников он предлагал не реформировать, а уничтожить его за-менив новым, более справедливым. В отличии от Конта большое значение преда-вал негативным сторонам капитализма. Считал, что в условиях капитализма нече-го изменить нельзя, т.к. капитализм – Антагонизмический строй “где капитализм добровольно не отдаст награбленное и не поменяется местами с теми кого они эксплуатируют”

Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого обще-ства.

“Эксплантацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заме-нив классовое общество на бесклассовое.”

II. Продвинута стадия капитализма.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917)

Как и Кон был французом. В главном человеческом обществе считал соци-альную солидарность , а силу создающую ее называл коллективным сознанием.

Маркс Вебер (1864 – 1920)

Соотечественник Маркса жил в одно время с Дюркгеймом. В отличии от Дюркгейма при выше всего ставил индивиды. Причины развития считал культур-ные ценности, верил в интеллигенцию. Главное в человеческом обществе считал не коллектив, а индивид сознания.

Социальные общности и социальные институты.

1. классификация социальных общностей.

2. виды и функции социального института.

3. семья, как основной социальный институт.

4. решение.

1)

Массовая общность характеризуется неопределенным количественным и ка-чественным составом (болельщики, коллекционеры).

Групповая общность характеризуется:

1. постоянное взаимодействие способствующие прочности и стабильности группы.

2. высокая степень сплоченности.

3. однородность состава (т.е. наличие признаков присущие всем индивидам входящею в группу)

Малая общность характеризуется:

1. малочисленный состав (2-20 чел.)

2. добровольность вступления в группу.

3. наличие общих чинностей норм и образцов поведения.

4. контроль за поведением всех входящих в группу.

Первичный – через эти группы (семья, школьный класс, друзья и т.д.) проис-ходит освоение индивидов норм и образцов поведения, формируется его цен-ности и идеалы). Эти группы являются первичным связующим звеном между обществом и личностью.

Вторичные – состоят из людей между которыми сложились лишь незначи-тельные эмоциональные отношения и их взаимодействие направленно на дос-тижение определенной цели (все виды организации).

Социальный институт – это исторически сложившиеся форма совместной деятельности людей с целью реализации потребности в обществе.

2)

Социальные институты бывают трех видов:

1. политические - направлены на завоевание, удержание и использование го-сударственной власти (гос-во, армия)

2. экономические – направлены на удовлетворение хозяйственно бытовых по-требностей общества (заводы, фабрики)

3. институты культуры и воспитания – направлены на создание укрепления развития и распространения духовных ценностей (образование, культура)

3)

Семья – основанная на браке и кровном родстве объединения людей связан-ных общности быта и взаимной ответственности.

Брак – это исторически сложившиеся форма отношений между мужчиной и женщиной с помощью, которой общество упорядочивает и разрешает их совмест-ную жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. В зависимости от формы брака семья бывает:

1. моногамная – супружеская пара муж и жена.

2. полигамная – либо муж либо жена имеет право иметь нескольких жен или мужей.

3. нуклиарная – супружеская пара с детьми, которые не состоят в браке.

Функции семьи:

1. Репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в обществен-ном плане и удовлетворение потребностей в детях в личном плане.

2. Воспитательная – подержание культурного воспроизводства населения.

3. Хозяйственно-бытовая – подержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми.

4. Экономическая – получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспо-собных членах обществ.

5. Функция первичного социального контроля – контроль за поведением членов семьи в различных сферах общественной жизни.

6. Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интере-сов.

7. Функция духовного общения – формирование личности членов семьи, ду-ховное взаимообогащение.

8. Эмоциональная функция – оказание психологической защиты и эмоцио-нальной поддержки.

9. Социально-статусная – предоставление определенного социального стату-са членом семьи.

Социальная структура.

1. Понятие социальной структуры общества. Социально классовая структура Карла Маркса.

2. Социальная стратификация.

3. Социальная структура современного общества.

1)

Социальная структура – это устойчивая связь элементов социальной систе-мы, где основными элементами являются индивиды занимающие определенные места (статус) и выполняющие определенные функции (роли).

Наиболее яркой социальной структурой считается социально классовая струк-тура Маркса, который разделил общество на классы и социальные слои, за основу он взял классы.

Классы – это большие группы людей из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различаю их места в уклад общественного развития. Классы бывают основные и не основные.

Основные – классы чьё существование зависит от господствующих в данной общественной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»