←предыдущая следующая→
1 2 3
Содержание
Стр.
Введение 3
1. Теория действия 4
1.1. Ролевые концепции личности 6
2. Теория общества как социальной системы 9
Заключение 15
Литература 16
Введение
Толкотт Парсонс (1902-1979 г.г.) родился в Новой Англии в семье пастора.
В начале он проявлял интерес к биологии, но в дальнейшем обратился к политэко-номии и социологии. Во время учёбы в Англии, в Лондонской школе экономики, он познакомился с культурно-антропологическим функционализмом Малиновского
Особенное значение для развития мышления Парсонса имело то, что уже Ма-линовский воспринимал культуру как систему действий. Функционализм ставит пе-ред собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических и культурных феноменов и их многосторонних отношений.
Парсонс выступал против натуралистического позитивизма и влияния Спен-сера, что подразумевало не отказ от естественнонаучного ориентированного метода, а, скорее, его углубление и обоснование.
Т. Парсонс интересовался социальными проблемами, а не только теоретиче-скими концепциями, так он занимался проблемами: здравоохранения, системой вос-питания, семьёй, социализацией, проблемой власти и влияния, религией, рассовой.
Вданной работе мы кратко рассмотрим теорию которую сам Парсонс называл – "синтезом трёх направлений" – британской социальной антропологии Малинов-ского и Радклифф-Брауна, социологией Дюркгейма и теорией действия Вебера.
1. Теория действия
Общая теория действия должна служить основой кодификации социально-
научных знаний, руководством для исследования и базой для социализации соци-альных наук.
Общая теория действия представляет собой понятийные рамки, связанную схему понятий, исходным пунктом которых являются действия людей. Рассмотрим основополагающие понятия теории Парсонса.
Действие – целенаправленное, нормативно регулируемое и мотивированное поведение в ситуациях, которое состоит из окружающего мира (объекты) и ситуа-ции (деятели и объекты).
Организм – биофизические основы поведения как деятельности, которые связаны с предметами вне организма = поведенческий организм.
Деятель – как Ego – Alter, как эмпирическая система действий = система личности, часть социальной системы.
Ситуация – часть внешнего мира, значимая для анализируемого в этот мо-мент деятеля; часть мира из перспективы Ego.
Ориентация на ситуацию – значение ситуации для деятеля для его пла-нов и стандартов.
Мотивационная ориентация – те аспекты ориентации деятеля на ситуа-цию, которые связаны с ожиданием вознаграждения и депривации в зависимости от потребности деятеля: когнитивный, катектический, эвалюативный способ мотива-ционной ориентации.
Ценностная ориентация – аспекты ориентации деятеля в ситуации, ко-торые характеризуются соблюдением норм и стандартов; три способа ориентации: когнитивная, эстетическая, морально-ценностная ориентация.
Социальная система – система действий с одним или большим числом деятелей (индивидами или коллективами), причем для каждого деятеля ситуация определяется существованием других деятелей и происходят взаимозависимые дей-ствия, которые "концентрируются" в зависимости от того, насколько велико согла-сие относительно общих целей, ценностей, нормативных и когнитивных ожиданий.
Система личности – система, состоящая из совокупности действий инди-видуального деятеля, причем действия индивида определяются структурой его по-требностей и организацией целей и ценностей.
Система культуры – организация ценностей, норм и символов, которые определяют действия деятелей; это не эмпирическая система, как личность или со-циальная система, а некая абстракция их элементов; образцы культуры состоят из взаимосвязанных элементов, которые образуют системы ценностей, системы веро-ваний и системы символов. Они институционализированы в социальных системах и интернализированы в системах личности.
Личность, социальная система и система культуры представляет собой пер-спективу и объект социологического анализа.
В центре этого находится ориентация деятелей = эмпирических систем дейст-вия, это могут быть индивиды и группы, в ситуации, которая охватывает большое количество участников.
Понятийная схема занимается связями между "составными частями" действия в интерактивной ситуации, возникающими структурами и процессами. Для деятелей ситуация состоит из "объектов ориентации", которые можно разделить на:
1. Социальные объекты.
2. Физические объекты. Представляют собой средства и условия для дейст-вия, социальными объектами могут быть индивиды и коллективы.
3. Культурные объекты. Являются символическими элементами культурной традиции: идеи и системы верований, символы, ценностные представле-ния, которые обладают регулярностью и постоянством.
Действия включает мотивационный компонент, т.е. деятель всегда относит ситуацию со своими собственными потребностями и целями. Деятель хочет в си-туации получить "награду".
Мотив для теории действия не имеет первостепенного значения. Гораздо су-щественнее опыт деятеля по определению ситуаций, по организации своих дейст-вий. Этот опыт обуславливает то, что деятель не просто реагирует, а вырабатывает систему ожиданий относительно элементов ситуации.
Однако в социальных ситуациях должны быть приняты во внимание возмож-ные реакции других участников ситуации – групп и индивидов, и они должны быть учтены при выборе собственных альтернатив действия.
В социальной интеракции большую роль играют знаки и символы, несущие определённый смысл; они становятся средствами коммуникации между деятелями в определённой ситуации. Опыт социального действия включает, таким образом, и культурный символизм.
Конкретная система социального действия – это интегрированная система элементов действий относительно ситуации, т.е. мотивационные и культурные эле-менты приводятся в порядок, структура которого образуется системами личности участвующих индивидов, системой культуры, которая пронизывает их действия, и социальной системой интерактивных процессов между деятелями.
В терминологии теории действия личность определяется как организованная система ориентации индивида в своих действиях. Наряду с "мотивированной ориен-тацией" это "ценностная ориентация" которая возникает посредством интернализа-ции "моделей культуры", и которая имеет прямое отношение к элементам системы культуры.
1.1. Ролевые концепции личности
Парсонс различает пять "типовых переменных действия", т.е. парных поня-тий, которые определяют полярные типы ориентации в ситуациях, между которыми должен выбрать деятель. Они являются выражением того, что действие объединяет индивидуальную ориентацию с культурными смысловыми связями. В социальной интерактивной ситуации они представляют собой определение взаимных ролевых ожиданий и служат для описания ценностных ориентацией деятелей.
1. Аффектность – нейтральность. Здесь речь идёт о проблеме контроля над аффектами, о дилемме, должен деятель следовать импуль-сам или нет. Альтернативы формулируются по разному, в зависимости от того, берётся за исходный пункт система культуры, личность или со-циальная система.
Аффектность / нейтральность в системе культуры указывает на норма-тивный образец, который предписывает немедленное получение удо-вольствия или контроль над аффектом. В системе личности это означа-ет предрасположенность индивида в определённой ситуации отдаваться своим чувствам или контролировать их. В социальной системе этим обозначаются соответствующие ролевые ожидания.
2. Ориентация на себя – ориентация на коллектив. Так обозна-чается дилемма между собственными интересами и обязательствами перед группой / обществом, между личными и общественными интере-сами. Она определяется как норма и как ролевое ожидание в опреде-лённых ситуациях.
3. Универсализм – партикуляризм. Речь идёт о проблеме, проявля-ются ли в определённых ситуациях общепринятые нормы, стандарты потребностей и ролевые ожидания или же рассчитывают на особые от-ношения между субъектом и объектом.
4. Достигнутое – приписываемое. В каждой ситуации существует альтернатива, следует ли придавать качествам объекта или его "дости-жениям" больше значения, т.е. должно ли быть важно, что он, собст-венно говоря, есть или что он делает. Нормы, потребности или ролевые ожидания в зависимости от ситуации могут быть ориентированы на ка-чества или достижения.
5. Специфичность - диффузность. Здесь возникает вопрос, занима-ется ли в определенной ситуации деятель сразу только специфическими аспектами объекта или же "непредубежденно" предоставляет объекту возможность действовать и в зависимости от необходимости реагирует на это. Нормы, потребности и ролевые ожидания в определенных си-туациях могут сразу же уменьшить важность объекта или ее увеличить. В каждой ситуации действия содержатся эти пять альтернатив, деятель должен сделать выбор между ними, и его решение ведет к определен-ной организации этих типовых переменных действия.
Парсонс сформулировал компоненты социального действия как часть систе-мы; они сами также обладают системными свойствами, т.е. личность, культура и ин-терактивная структура представляет собой не неразделимые единства, а организо-ванные ценности с внутренней структурой, которая, однако, важна лишь до тех пор, пока между её элементами и частями структуры других систем существуют процес-сы обмена. Структурные элементы формируются как
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|