как подсистемы вышестоящих систем, т.е. системы личности, системы культуры и социальной системы действий.
Действия складываются из ряда взаимозависимых и взаимосвязанных элемен-тов, однако вовне выступает как целое и как таковое выступает во взаимодействие с окружающим миром. Поэтому само действие можно считать системой.
Теперь перейдём к теории общества как социальной системе.
2. Теория общества как
социальной системы
Система для Парсонса в общих чертах характеризуется взаимозависимо-
стью частей. На основе упорядоченного характера взаимозависимых вариантов сис-тема имеет тенденцию к самосохранению, что обычно именуется равновесием сис-темы, если один элемент не вписывается в этот порядок, то либо происходит исклю-чение элемента, либо другие части системы приспосабливаются к нему.
Систему личности и социальную систему Парсонс считал эмпирическими системами, которые настолько разнятся друг с другом, что не могут быть сведены друг к другу. Тем не менее, между ними существует взаимопроникновение, т.е. не-возможно себе представить систему личности, не включённую в социальную систе-му, и социальную систему, которая не является составной частью системы лично-сти.
Социальная система представляет собой в тоже время подсистему действий, поскольку каждое "отдельное действие" складывается из элементов, как системы культуры, так и системы личности, организма и социальной системы. Социальная система возникает через интерактивные процессы, которые, в свою очередь, можно считать взаимозависимостью систем действия.
Социальная система состоит из отношений между деятелями и интеракциями, определяемыми её структурой. Мельчайшей единицей социальной системы является роль, т.е. тот структурный отрезок из ориентации деятеля, который определяет и конституирует его участие в интерактивном процессе на основании дополнительных ожиданий. Роли определяются общепринятыми ценностями представлениями, они являются частью институтов, где они "осуществляют" распределение власти и пре-стижа; они основываются на процессах дифференцирования и распределения, кото-рые, в свою очередь, делают необходимым интегративные процессы.
Проблемы интеграции касаются сохранения и развития коллективности как таковой, и определяется переменными ориентации на себя / ориентации на коллек-тив и их соотношением. При этом речь идёт о солидарности группы внутри общест-ва и о солидарности всего общества как такового. Интегративная стратегия соци-альной системы – это институционализация. Интегративный аспект институтов мо-жет провялятся, с одной стороны, в нормах, которые ограничивают частные интере-сы, а с другой стороны, в позитивном акценте на коллективность.
Парсонс различает:
- "институты отношений" – которые касаются дифференциации деятелей и ролей, их распределение в системе;
- "регулятивные институты" – регулируют распределение средств производства и вознаграждения;
- "культурные институты" – охватывают идеологию, религию, символы и приводят их в систему культуры и институты "интегратив-ной структуры", которые непосредственно касаются проведения кол-лективных интересов и выражения социальной системы как коллек-тивности.
Интерактивные системы должны решать четыре функциональные задачи: они должны приспосабливаться к миру в любой ситуации, достигать поставленных пе-ред ними целей, сохранять свою структуру и преодолевать напряжённость между своими членами, сплотить группу в единое целое. Итак, они должны выполнять адаптивные, инструментальные, экспрессивные и интегративные функции. Эти че-тыре функциональные проблемы Парсонс затем проецировал на четырёхмерное пространство, как его четыре измерения. Концепция системы действий была объе-динена с пространственным представлением, которое позволило перенести физиче-ские законы на системы действий. Главным законом является сохранение границ системы, и отсюда – интеграции системы. Закон инерции обуславливает тенденцию к сохранению структуры; принцип действия / противодействия и равновесия сил свидетельствует о присущей элементам системы тенденции к приспособлению, а принцип ускорения – о потоке энергии в системе, которая приводит в движение процессы в системе действий указывает цели и средства для их достижения.
Эти четыре аспекта систем представляют собой в то же время фазы в отношении системы и некоей ситуации и являются функциональными требованиями для сохра-нения границ системы. Тем самым четыре функциональные проблемы, с которыми сталкиваются малые группы, были обобщены и переосмыслены в функциональные предпосылки, имеющие характер законов для существования и изменения систем действий.
Четырёхмерное пространство поделено двумя осями , осью ориентации цели – средство и осью отношений система – окружающий мир. Функции структурируют систему на подсистемы.
Подсистема А обеспечивает непрерывное структурное изменение в системе и в отношениях с внешним миром. Подсистема G определяет цели системы и средст-ва для их достижения и применяет их. Подсистема L действует в направлении со-хранения структуры системы и преодолевает возникшие противоречия и напряжён-ность. Подсистема I осуществляет интеграцию системообразующих единиц. Таким образом, каждой части структуры соответствует определённая функция, которая должна выполнятся системой.
Парсонс определяет общество как, социальную систему, которую характери-зует высшая степень саморавновесия относительно окружающего её мира, другими словами, степень открытости социальной системы "общество" мала. Общество – это сложная социальная система как с вертикальным, так и с горизонтальным диффе-ренцированием.
Социальная общность – это стержень общества; его внутрисоциальной средой является: система ценностей (сохранение институционализированных культурных структур), политическая общественность (форма правления), характер экономики. Внесоциальной средой является система культуры, системы личности и формы дей-ствия.
Структура системы общества
Подсистемы Функции
Социальная общность Интеграция (I)
Система ценностей Сохранение структуры и преодоление напряжений (L)
Политическая общественность Осуществление цели (G)
Экономика Приспособление (A)
В своих работах Парсонс дополнить статистический анализ социальных сис-тем анализом протекания процессов. Процессы в социальных системах вначале представляют собой интеракции. Поскольку социальные системы являются систе-мами действия, интеракции происходят с помощью языковых и неязыковых симво-лов, становятся коммуникациями.
Понятие функции объединяет структуру и процесс с точки зрения системы. Общественное развитие рассматривается как процесс функциональной дифферен-циации в подсистемах и как процесс интеграции в целях сохранения границ соци-альной системы, а также её подсистем как функциональной специализации. В таком плане Парсонс анализирует развитие процессов дифференциации в обществе и свя-занных с ними процессов приспособления, интеграции и обобщения ценностей.
Функции социальных систем не только могут быть привлечены как инстру-менты для установления структурных элементов, но и сами рассматриваются как процессы: поскольку они, в общем, формализованы в направлении постоянно рас-тущих дифференциации и специализации, они представляют собой принципы эво-люционного развития.
Общественная эволюция интерпретируется Парсонсом как кибернетические коммуникационные процессы между обществами, вызванные ростом способности приспособления. Результатом этого становится изменения типа общества с точки зрения формы экономики, режима, общественной структуры и системы ценностей.
Ведущею роль в эволюции общественной системы Парсонс отводит системе культуры, поскольку в кибернетической иерархии она имеет наивысший ранг. Та-ким образом, он считает культурно-институциональные факторы наиболее само-стоятельными и независимыми.
Парсонс считает нормативные элементы более важными для изменения соци-альных систем, чем материальные интересы. Парсонс придаёт первостепенное зна-чение "общественному объединению" и трактует это как нормативно-институциональную систему , в контексте исторического анализа это понятие.
Развитие системы современных обществ шло по пути трёх революций: про-мышленной, демократической, образовательной. Эти революции вызвали прогрес-сивные изменения в принципиально эволюционном развитии. Образовательная ре-волюция последовала за промышленной и демократической революциями и допол-нила их. Главным её аспектом является равенство шансов, которое увязывает успех с гражданскими правами на свободу и равенство. В центре этой революции нахо-дится – университет. Поэтому образовательная революция привела к изменению основ общественного расслоения, которое опирается не на власть и богатство как таковое, а является следствием способностей и образования.
Структурный функционализм выдвигает особую концепцию обоснования со-циального неравенства. Социальная структура является результатом процесса гори-зонтальной и вертикальной дифференциации в общественных системах в ходе их эволюционного развития. Она является выражением определённого уровня эволю-ции, типа общества и его функциональных требований.
Заключение
В заключении хотелось отметить критическое отношение Парсонса к
своей теории и неприемлемости некоторых его постулатов к современности. Для его теории были характерны абстракция и формализм. Парсонс это связывал с развити-ем современных обществ, особенно с тенденциями американского
|
|