Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Пенсионные системы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


весьма затруднительным, граждане начнут выходить на пенсию ранее 60 лет.

Наиболее масштабные измененияния система претерпела в 1994 и 1996 годах. В результате этих перемен пенсионные расходы в первые десятилетия нового тысячелетия будут значительно ниже, чем намечалось ранее. Пенсии общественного сектора теперь модернизируются по пенсиям частного сектора (пенсионный возраст повышен с 63 до 65 лет. ежегодные ставки повышения снижены с 2.2 % до 1,5 % увеличен возраст раннего выхода на пенсию с 55 до 58 лет, уменьшен размер пенсий, назначаемых при этом, отменена индексация пенсий по старости). Всеобщая пенсионная система Финляндии гарантирует каждому гражданину минимальный размер пенсии, для работающих это немногим более половины утраченного заработка. /8, с. 28/.

Ныне расходы на пенсии составляют 14 % ВВП. Подсчитано что в 2030 г. они составят 16—17 % ВВП. Эти цифры соответствуют росту пожилого населения.

Несмотря на трудности последних лет, удалось выполнить одну из главных целей — сохранить размер пенсии на уровне 50 % заработка Этот размер в той или иной степени сопоставим с пенсиями в других промышленно развитых странах

Накопленный опыт и результаты деятельности пенсионных страховых схем позволяют финским экспертам сделать вывод, что в следующем тысячелетии система может выполнить фундаментальные обязательства.

Один из факторов, который может серьезно повлиять на ситуацию в будущем, —старение населения в Финляндии. Демографические прогнозы показывают, что количество пенсионеров будет расти, население в трудоспособном возрасте — снижаться после 2010 года. Однако это не только финские перспективы, многие западные страны будут переживать ту же тенденцию в ближайшие десятилетия после 2000 года. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2030 г. процент населения старше 60 лет в Швеции составит 30 %, в Финляндии — 30,9 %, в (Японии — 33 %, в Швейцарии — Германии — 35,3 % и в Италии ,8 %.

Старение населения вызывает озабоченность, не обернется ли этот процесс утратой конкурентоспособности финской экономики. Рассматривается несколько вариантов. как сохранить число занятых в национальной экономике, — от создания условий для увеличения рождаемости на 20 % (количество детей до 2,1 чел. в семье вместо 1,8 в настоящее время» до налаживания благоприятных условий для регулируемой иммиграции.

Многие эксперты полагают, что повышение пенсионного возраста будет самодостаточной мерой для сохранения числа работающих. Для этого необходимо создать условия. чтобы больше людей продолжало работать после 65 лет. Это даст возможность уменьшить пенсионную нагрузку и соответственно увеличить количество плательщиков страховых взносов.

Сейчас 4.3 % общего фонда оплаты труда по стране направляется в пенсионные фонды. В частном секторе экономики это составляет около 6 млрд марок ежегодно (1 долл. США равен 5 маркам). /9, с. 60/.

Если в пенсионные фонды не будут уплачиваться дополнительные страховые взносы, через пару лет образуется дефицит, который необходимо будет покрывать за счет увеличения ставки страховых взносов для поколений трудоспособного возраста. Иначе придется сокращать размеры пенсий.

1.3. Нидерланды

Первый закон о социальном страховании в Нидерландах был принят в 1901 г. В нем речь шла о страховании от потери доходов в случае утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на рабочем месте. Это было скромное начало: страхование действовало только в отдельных отраслях с большим количеством несчастных случаев.

До 1940 г. система социального обеспечения развивалась очень медленно. Причина этого заключалась в постоянных политических разногласиях по вопросу о том, кто должен быть исполнителем социального страхования, государство или социальные партнеры (работодатели и организации работников).

Перед системой - пенсионного обеспечения страны стоят следующие задачи:

- обеспечить каждому жителю Нидерландов с 65-летнего возраста пособие на уровне социальных минимальных выплат. Для этого в 1957 г. был издан закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, всеобщем страховании;

- дать каждому работнику возможность накопления средств на дополнительную пенсию, с тем чтобы конечный результат являлся отражением уровня доходов, получаемых человеком;

- с помощью благоприятных налоговых условий предоставить возможность каждому покупать различного рола услуги по социальному обеспечению. Последнее особенно важно для лиц, занятых малым предпринимательством.

Эти цели кажутся очевидными, однако они существенно отличаются от принципов, реализуемых, например, в Великобритании или Германии. В результате многолетнего правления консерваторов в Великобритании вмешательство государства в систему пенсионного обеспечения сведено до минимума. Работник вынужден сам о себе заботиться. Даже в том случае, если работодатель предложит ему стать участником пенсионной системы, работник не обязан соглашаться на это. В Германии же пенсия является делом работодателя. Пенсионное обеспечение в этой стране - средство "привязки" работника к предприятию: если человек уходит с предприятия, то он не может взять с собой средства, накопленные на пенсию. В то время как в Нидерландах это гарантируется законом. Преимущество нидерландского подхода заключается в том, что вопрос пенсии не препятствует мобильности на рынке труда.

Три цели пенсионной политики в Нидерландах привели к образованию системы, которую мы называем "системой трех основ".

Первая основа - выход на пенсию в 65 лет - предусмотрена законом о всеобщем пенсионном обеспечении по старости, принятым в 1957 г. Прожив 50 лет в стране, человек получает право на пенсию по старости: для женатых 100% месячной зарплаты (нетто 27 тыс. гульденов), для одиноких 70% месячной зарплаты. Кроме этого выплачиваются отпускные в размере 8%. Закон о всеобщем пенсионном обеспечении по старости финансируется на основе распределения; источник выплачиваемых пенсий в текущем году - взносы, уплачиваемые работающими в этом же году.

Затраты на обеспечение по старости достигли 36 млрд- гульденов. В настоящее время, согласно закону о все общем пенсионном обеспечении по старости, право на пенсию по старости имеют 2,2 млн. человек. Недавно было решено зафиксировать процент суммы взноса и покрывать дефицит из государственного бюджета. Одновременно будет создан накопительный фонд, чтобы в будущем (с 2010 г.) справиться с ситуацией, связанной со старением населения.

Вторая основа. Более 80% семейств в Нидерландах наряду с правом на пенсию по старости имеют право и на дополнительную пенсию.

Речь идет о системах социального обеспечения отдельного предприятия или отрасли, о которых договорились между собой работодатели и работники. Роль государства при этом ограничивается в основном утверждением нескольких положений, направленных на защиту работников. Если внутри отрасли стороны договариваются о пенсионном обеспечении, то министр социального обеспечения по просьбе социальных партнеров может обязать каждого работодателя и работника внутри этой отрасли стать участником данной системы пенсионного обеспечения.

При исчислении размера пенсии исходят из суммы 70% (брутто) от последней зарплаты (при сроке участия 40 лет), включая базовую пенсию. Дополнительные пенсии должны финансироваться на основе полного покрытия. Каждый, участвуя в трудовом процессе, как бы делает свои собственные накопления. Только маленькую часть этого капитала можно вложить в предприятие работодателя.

Пенсионные фонды в Нидерландах обладают огромным капиталом – в целом около 650 млрд. гульденов размещенного капитала. Взносы частично оплачиваются работодателями, частично работниками (соответственно 2/3 и 1/3). При формировании фондов исходят из стандартной доходности 4% (актуарный процент). Фактическая доходность обычно значительно выше, в последние два года в среднем около 16%. Пока дела идут отлично, но будет ли так продолжаться до 2010 г.? Этого никто не знает в результате растущей инфляции административные расходы могут так вырасти, что и размеры взносов станут очень высокими. Поэтому государство старается побудить работодателей и работников внести поправки в систему пенсионного обеспечения. Например, не брать больше за основу последнюю зарплату, а исходить из размера средней зарплаты. Это имеет преимущество и с точки зрения справедливости: люди с более или менее ровной карьерой смогут меньше отчислять на пенсию, чем те, кто быстро продвигается по службе.

Такой призыв государства должен быть очень убедительным. Правительство в Нидерландах не имеет почти никаких средств принуждения, хотя сокращение налоговых льгот и отмена обязательного участия могли бы использоваться как средства нажима.

Третья основа - индивидуальные виды страхования жизни и капитала, предлагаемые страховыми компаниями, где вмешательство государства ограничивается введением налоговых льгот на взносы до определенных размеров. Размещенный капитал страховых компаний составляет 200 млрд. гульденов.

Преимущества "системы трех основ"

Главное преимущество нидерландской системы в смешанном финансировании. У систем пенсионного обеспечения есть два врага: старение населения и инфляция. В распределительной системе инфляция, по существу,. не является проблемой- Размеры зарплат и выплат растут вместе с инфляцией, а взносы, в принципе, не повышаются. Старение же является серьезным злом для распределительной системы: все меньшее число занятых в трудовом процессе должны платить за все большее количество пенсионеров. Поэтому в Нидерландах собираются предпринять две акции: установить максимальный размер взносов и создать накопительный

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»