←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
оновременно она посещала лазареты и полевые кухни. Вот что пишет ее биограф Йозеф Лас: "Она вставала в шесть часов утра, чтобы позавтракать вместе с солдатами. Это было важно для нее, так как все остальное время ей приходилось проводить с офицерами". (Hay, S. 167)
Элеонора назначила министром труда в 1933 году свою подругу, первую женщину - социального реформатора. Ей пришлось преодолеть сопротивление большинства в профсоюзах, но, в конце-концов, она победила. Ходят слухи, что Президент признал своё поражение в следующей форме: "Я лучше поспорю в течение часа со всеми окружающими меня, чем с тобой весь остаток моей жизни".
Элеонора Рузвельт была необычайно настойчииым человеком, и это вызывало не только восхищение, но и сплетни, гнев, даже ненависть. "30 процентов населения, - пишет историк Дорис Кеарн Гудвин, - считали Элеонору дурной персоной может быть, самой дурной из всех, когда-либо существовала в качестве жены Президента." Многие в южных штатах думали так же и даже хуже: "Эта жена Президента при таких возможностях может зайти далеко".
Элеонора писала мужу письма, полные жалоб и негодования. Она говорила, что ее сковывают и просто держат на цепи. Но не у нее одной была такая судьба, многие деятельные Первые Леди выполняли роль громоотводов, отводя от мужей опасность. Во время Гражданской войны миссис Линкольн упрекали не только за ее происхождение (она была родом из Кентукки), но не стеснялись обвинять в шпионаже в пользу южных штатов. Миссис Хардинг подозревали в том, что она отравила своего мужа; миссис Рейган сравнивали с жадной до развлечений, властолюбивой королевой Франции Марией Антуанеттой. Пожалуй, единственная, кого не хулили, была Барбара Буш. Но, как утверждает Гудвин, "она не сделала ничего значительного, и потому популярность ее была, по результатам опроса общественного мнения, равна 90 процентам".
Незадолго до избрания Билла Клинтона Президентом США в отделе "Мейфлауэр" собрались на праздничный банкет члены женской организации "Peace Links". Оркестр исполнял мелодии Глена Миллера, помогая коротать время до появления почетной гостьи. Как только появилась Хиллари Клинтон - изящная, в костюме пастельных тонов, - оркестр резко перешел на мелодии нового поколения. Зазвучала музыка Макса Флетфорда "Не переставай думать о завтрашнем дне". Это был предвыборный гимн четы Клинтон, их лозунг, который они уже давно взяли на вооружение.
Как только Хиллари была представлена в качестве интеллигентной и образованной особы, славящейся своей культурой и проницательностью, она подошла к микрофону и заговорила об Элеоноре Рузвельт.
"Она была женщиной, чьи достижения продолжают жить в нашей стране до сегодняшнего дня, - и продолжала, намекая на свою ситуацию, цитируя едкую критику в адрес Элеоноры, - они говорили, что она должна держать свое мнение при себе, если хочет видеть мужа Президентом. И никто в Америке не желал слушать даже самую малость из того, что она хотела сказать. А у нее было, что сказать. Думая обо всем этом, я поняла, что ничего особенного со мной не происходит, что моя судьба не исключительна. Чем больше меняются времена, тем больше они становятся похожими." (ABC Nightline, 10. March 1993).
Хиллари говорила без бумажки, без пустословия, предельно четко, заранее заготовленными фразами. Это было похоже на резюме защитника, недаром она имела репутацию блестящего адвоката. Всего лишь за пятнадцать минут Хиллари Клинтон вернула блеск имени Элеоноры Рузвельт, "одной из лучших Первых Леди" Америки.
Британский еженедельник "The Economist" писал в конце 1992 года: "По нынешним нашим масштабам она, конечно, очень деятельный представитель своего поколения и активный член Демократической партии. Если бы ее супруг стал Президентом, то она бы поставила себе целью любым способом, даже хитростью, добиться карьеры на уровне правительства, - возможно, в качестве министра здравоохранения".
На арканзасской родине ее супруга во время выборов губернатора в 1983 году депутат Ллойд Джордж преподнес нечто, что внесло ясность. В своей речи в парламенте штата Арканзас он заявил: "Я полагаю, что во время выборов Клинтона произошел подлог" (USA Today, 27.Jan.1993). Намек поняли все.
В начале 1993 года по Вашингтону ходила такая истрория. Во время одной из поездок по стране Президент Билл Клинтон и его жена Хиллари остановились у маленькой бензоколонки. Владелец бензоколонки представился Клинтону как "друг юности Хиллари" и предшественник последнего. Это развеселило Президента, и он начал подтрунивать над женой: " Как ты думаешь, кем бы ты сегодя была, если бы вышла замуж за моегo "предшественника "? Хиллари спокойно ответила: "Женой Президента Соединенных Штатов".
Лучшая везде и во всем.
Что же яиляется главным качеством характера Хиллари Родэм Клинтон?
Еще в детские годы дочь мелкого фабриканта гардин запрягла в повозку под названием "Целеустремленность" двух лошадок по имени "Прилежание" и "Стремление к знаниям". Дороти Родэм, мать Хиллари, в своем интерьвью "Paris Match" сказала о своей дочери, родившейся 26 октября 1947 года в Чикаго: "Я всегда верила в образование. В образование как самоценность, а не средство для зарабатывания денег. Благодаря образованию, моя дочь стала одим из лучших адвокатов страны, а потом Первой Леди Соединенных Штатов ."(Paris Match, 26. Nov. 1992)
Да, миссис Родэм была права, поставив на Образование. Успех Хиллари - иллюстрация этому выбору.
Хиллари выросла в хорошо защищенном от проблем мира предместьи для белых, на окраине многомиллионного Чикаго, там, где со взлетной полосы аэропорта О'Хара взмывали вверх самолеты, летящие во все концы света. Уроки музыки, занятия балетом - все, что полагается для "хорощей американской девочки".
Главным отличием Хиллари в школе было то, что она признавалась всеми лучшей ученицей. Это отличие дало ей право на стипендию в престижном коллеже в Бостоне, штат Массачусетс.
Когда Хиллари было пятнадцать лет, она испытала глубокий душевный кризис. Кризис этот был вызван сочувствием борьбе черных за равноправие и неприятием войны во Вьетнаме. Впрочем, последнее было, пожалуй, характерно для большинства молодёжи её поколения. Результатом этого кризиса стало, так сказать, перевоплощение твёрдой республиканки в активистку, поддерживающую лозунги реальных дел. И не просто активистку, а человека, несущего обязательства перед обществом и перед собой. Правда, её заинтересованность в социальных проблемах не носила оттенка насилия и протеста, а целиком основывалась на уважении к Праву и Закону. Тогда и совершился её главный выбор. Она решила отдать себя служению Закону Соединенных Штатов и поступила на юридический факультет Йельского университета. Университет Йель в Нью-Хейвене - один из самых престижных в мире. Именно там учился Джордж Буш. Но, кажется, гораздо больше он любил играть в бейсбол.
В 1970 году примерная ученица из Чикаго Хиллари Родэм познакомилась с примерным учеником из Арканзаса Биллом Клинтоном. Как и Хиллари, Билл опирался на себя и был одержим жаждой образования. Но он опирался на себя в большей степени, потому что был сиротой и из захолустной деревни сумел пробиться к желанной стипендии Родеса при Оксфордском университете в Англии. Симпатия обоих карьеристов друг к другу росла с каждым днем. Её дрожжами были беседы и дискуссии о судьбе Америки, о её будущем.
"Мы просто начинали разговаривать и не могли остановиться, - скажет она значительно позже в одном интервью, - мы говорили все больше и все дольше".
У них было о чем говорить. И дело было не только в том, что они оба изучали юриспруденцию, но и в том, что оба помогали нуждающимся. Они жаждали социальных преобразований и были страстно увлечены политикой. Но цементировала эти интеллектуальные отношения, конечно же, любовь. Любовь призвала Хиллари отказаться от карьеры адвоката на Восточном побережье, от больших денег в Нью-Йорке или Вашингтоне и последовать за своим Биллом через всю страну в бедный и отсталый штат Арканзас. Именно там он решил делать политическую карьеру.
Они обвенчались в 1975 году. Захолустье новой родины не помешало Хиллари стать знаменитой и высокооплачиваемой труженицей на ниве юриспруденции. Не помешало и стать заметной фигурой и в Вашингтоне, где она представительствовала в качестве председателя фонда по проблеме детской нищеты. Этот фонд был филиалом знаменитого Фонда защиты детей.
А тем временем, Билл поднялся на уровень губернатора Арканзаса и стал самым молодым губернатором США. Двенадцать лет пребывания в резиденции губернатора в Литл-Роке (правда, был двухлетний перерыв, из которого чета Клинтон извлекла горький и полезный урок) "команда Биллари" готовилась к борьбе за самый большой приз. Призом этим была высокая должность Президента США.
Муж обязан стать Президентом.
Билл Клинтон понял о чем однажды сказала жена "ты просто обязан это сделать". Он сам уже давно мечтал о том, как однажды, победив в гонке, станет президентом. Репортерам газеты "USA Today" в 1988 году он непринужденно поведал о своих планах: "Что касается моих постоянных амбиций, они не меняются: я хотел бы стать Президентом Соединенных штатов". В Арканзасе об этом желании губернатора знала каждая собака, и, кстати сказать, успехом на выборах в 1990 году Клинтон был обязан именно этим амбмциям. И стал он губернатором, практически не шевельнув пальцем. На этот раз было решено пустить в обращение карьеру Хиллари, особенно в той части её деятельности, которая касалась улучшения правового положения детей. Хиллари очень полагалась на успех именно на этом поприще.
Хиллари была той же породы или, вернее, одной крови со своим мужем. Том Мак-Рей, демократ, который сражался в 1991 году с Клинтоном за пост Губернатора, напишет
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|