←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
педагог ведут учет таких детей, проводят рейды по семьям, беседы с родителями и выявляют причины возник-новения у ребенка агрессивного неуравновешенного поведения, а затем совме-стно социальный работник и социальный педагог разрабатывают оказание по-мощи данной семье, т.е. проводятся профилактические мероприятия по оказа-нию соответствующей помощи этой семьи. Также следует считать одним из важнейших направлений деятельности, социально-трудовую реабилитацию де-тей ориентируя на определенный вид труда (обучения шитью, вязанью, выши-ванию, работе на пишущей машинке, навыкам работы с компьютером). Такую работу можно проводить совместно с центром детского творчества, также орга-низацию кружков в школе. Все эти мероприятия организуются с зам. директо-ром школы по воспитательной работе, потому что школа, как и семья является основным институтом играющим огромную роль в воспитании и адаптации де-тей в обществе.
Постепенно пусть не сразу профилактическая работа дает положительные результаты.
Факт, что за годы кризиса школы в большинстве своем самоустранились от всего, что выходит за рамки учебного процесса, а улица предоставляет все меньше возможностей для игр и общения детей, пребывание там ребенка ста-новится даже небезопасным. В результате ослабления воспитательного влияния семьи и школы процесс формирования важнейших социальных навыков пере-местился в сферу неформального общения подростков. Главным воспитателем становится разрушительная стихия социальной среды, выпускающая в жизнь социально-учебных подростков. Факт, что после распада комсомола и пионер-ской организации – в обществе так и не хватает охвата жизнеспособных струк-тур, ответственных за воспитание молодежи. Сфера культуры все более ком-мерциализуется, ограничивая доступ детей к занятием искусством и спортом, а средства массовой информации из союзника превратились в фактор психологи-ческого насилия. Поэтому важнейшей задачей школьного социального педагога является профилактика отклонений в поведении детей, коррекция их личности развития и эта деятельность не ограничивается рамками школы. Взаимодейст-вие школы с органами социальной защиты, семьей, учреждениями досуга должно быть непрерывным и обязательным в настоящее время. Организация профилактической работы отдела социальной защиты с. Некрасовка может быть направлена таким образом: один рабочий день в неделю посвящен именно этой деятельности. Разрабатываются мероприятия совместно со школами, орга-низациями досуга (клуб, центр детского творчества), чтобы наладить гармони-зацию внутрисемейных отношений.
Примерный план работы отдела.
Мероприятия по повышению роли семьи разделы:
I. Подготовка будущих (и вообще родителей) к семейной жизни и воспитанию своих детей.
- основы взаимоотношений в семье;
- внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможно-сти предупреждения и пути преодоления;
- основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
- основы семейного воспитания на различных этапах возрастного раз-вития ребенка, подростка.
II. Создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
- основы культуры общения и поведения, взаимоотношений мужчины и женщины;
- проведение досуга.
III. Предупреждение ошибок в семейном воспитании.
- поведение родителей – пример для подражания;
- связь родителей и детей;
- типичные ошибки воспитания.
IV. Формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, позиций.
- оценка себя;
- оценка событий;
- оценка других;
- своих действий и поступков;
- работа над собой.
V. Воспитание с раннего детства в ребенке волевых качеств и чувства собственного достоинства.
VI. Недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, культ силы.
- не применять физическое наказание детей младше трех лет;
- воздержание от наказания детей и особенно подростков в присутст-вии сверстников;
- не наказывать девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет, с применением силы;
- не допущено наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, и т.д.;
- не угрожать постоянным наказанием.
VII. Недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм, наркотикам.
- не забывать, что наиболее действенным средством воспитания высту-пает личный пример родителей, старших братьев и сестер.
VIII. Побуждать ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
1. Повышение роли семьи в профессиональном отношении.
2. Пути повышения воспитательной роли образовательного уч-реждения.
- повышение качества подготовки преподавательского состава;
- создание благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения;
- создание при образовательном учреждении социальной службы, для индивидуальной работы с детьми в оказании помощи учителю, роди-телям;
- развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства.
- организация методических семинаров для родителей;
- повышение роли родительских комитетов в жизни школы, сада и т.д., усилить связи родителей, учителей, административных органов;
- создание попечительских родительских организаций при образова-тельных учреждениях;
- приобщение к активному участию родителей в жизни школы и т.д.;
- посещение учителями детей на дому , заинтересованность в жизни учеников;
- помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны административных органов.
IX. Управление влиянием на круг общения и взаимодействия ре-бенка в процессе развития и воспитания.
X. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям.
XI. Повышение роли специальных учреждений по коррекции по-ведения в семье.
XII. Развитие сети центров по оказанию помощи детям и семьями по преодолению девиаций.
XIII. Развитее центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогиче-ской коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной вик-тимологии.
В современных условиях растет преступность среди молодежи. Анализ причин девиантного направления детей и подростков и возможности его про-филактики и преодоления показывает, что необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи.
Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего воз-раста. Ранняя педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимо:
- собственно центры, работающие по определенным направлениям в зави-симости от проблем детей (их пока очень мало);
- специально подготовленные специалисты широкого профиля: медицин-ского, психологического и педагогического направлений. Специалисты, спо-собные обеспечить комплексную диагностику ребенка. Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, не-сущие в себе, как отмечал Л.С. Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция;
- техническое оснащение диагностического центра и педагогических каби-нетов. Без этого в современных условиях невозможно провести ни квалифици-рованной и достаточно полной диагностики, ни педагогической коррекции, а следовательно, и добиться наиболее оптимального результата;
- широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров о центрах педагогической коррекции их возможностях. Это позволит своевре-менно, на ранних этапах выявлять у детей отклонения и направлять их в соот-ветствующие центры для педагогической коррекции;
- взаимосвязь центров педагогической коррекции со специальными дет-скими садами и школами для взаимодействия и способствования современной адаптации детей, проходящих или прошедших педагогическую коррекцию.
Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированны для работы с различными категория ми лю-дей, нуждающимися в педагогической реабилитации, - восстановление утра-ченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитации дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоот-ношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и оп-ределения методики реабилитации.
Особого внимания заслуживают педагогические проблемы работы с жерт-вами насилия. В современных условиях таких людей, к сожалению, много. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, появляется такой опыт и в нашей стране. Число пострадавших людей растет, и поэтому растет необходимость развития специальной реабилитацион-ной работы с такой категорией детей. Это, в свою очередь, требует специаль-ных теоретических разработок и практического опыта работы с различными ка-тегориями жертв насилий.
Усиливается алкоголизация
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|
|