←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
Тем не менее семейные от-ношения не являются сегодня досконально изученными, в них остается много спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на семью как на про-дукт длительного исторического развития. За долгую историю своего сущест-вования она изменилась, что связано с развитием человечества, совершенство-ванием форм общественного регулирования отношений между полами. Неко-торые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели бо-лее широкое распространение. Общим была их зависимость от определенного уровня социально- экономического развития общества.[16]
Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили живот-ноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной ( и наоборот, мужчина с любой женщиной ) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность - ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода « табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе склады-ваются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексу-альных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержа-ние непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.
Возникновение родовой общины и функционирование группового брака привели к новой угрозе для выживания людей: росту числа неполноценных де-тей как результата кровного родства отца и матери, автономному существова-нию каждого рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась более строгая форма брачных отношений - экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию се-мьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.[22]
По мере социального расслоения общества групповой брак видоизме-нился и принял форму полигамии (многобрачия), когда одно лицо имеет брач-ные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомуже-ство) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы (полигинии) со-хранились по сей день в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа.
Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей, что привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашнее – семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальны-ми, но и экономическими факторами: жена, дети не могу обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриар-хальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью стано-вится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирова-ние половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные ка-тегории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.
На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в 18-19 веках. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало ее хозяйственную надежность. Дом, семья становились начальной образователь-ной школой для детей, своеобразной «домашней академией». (Бестужев – Ла-да), где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке- материнскую профессию, а заодно и их миро-воззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей.
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, меня-лись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление монога-мии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально – эко-номического характера человека. В этом процессе свое достойное место зани-мают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эсте-тической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах».[3]
С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно- – семейных отношений переносится с внешних регуляторов (социаль-ный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании
семейного единства).
В настоящее время преобладают семьи простые (нуклеарные) семьи, со-стоящие из супругов с детьми или без них.
История социальной работы в России насчитывает более тысячи лет. На-чалом ее следует считать договор 911 года князя Олега с греками, который со-держал моменты, называемые ныне социальной работой. Этот договор был первым документальным свидетельством заботы государства о тех своих граж-данах, которые в этой работе нуждаются. Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 году. Акти-визировалась традиция личной благотворительности русских князей, которая носила уже религиозный характер. Князь Ярослав составил первый письмен-ный свод законов относительно попечительства над детьми, которые были очень гуманны для тех времен. Далее на протяжении веков сосредоточением социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповеди о любви к ближнему. Человеко-любие на деле значило нищелюбие. Стоит ли удивляться тому, что при подоб-ном взгляде на нищенство вокруг церквей и монастырей сложились со време-нем целые слободки, где жили люди, основным источником существования ко-торых стала милостыня. В то время нищих было несколько категорий, и борьба с профессиональным нищенством могла пойти только во благо общества. Петр 1 был первым российским царем, который начал борьбу с попрошайничеством. Такая политика не могла, естественно, понравиться людям, которые привыкли к исторически сложившимся традициям на Руси. К эпохе Екатерины 2 относит-ся становление системы общественного призрения. Общественное призрение – организованная система помощи в 19 веке со стороны государства или общест-ва нуждающемуся населению. Общественное призрение в первой половине 19 века было представлено Министерством внутренних дел, земскими и город-скими учреждениями, учреждениями императрицы Марии, Императорским че-ловеколюбивым обществом, попечительством о бедных различных ведомств, частными благотворительными обществами; исторически сложившаяся модель защиты и поддержки нуждающихся. Эта сложившаяся система существовала до Октябрьской революции. В первые послереволюционные годы (и послево-енные) деятельность Советского правительства, помимо восстановления хо-зяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся. В истории Советского Союза были различные идеологические компании в отно-шении семьи. Благодаря Александре Коллонтай, ставшей первым наркомом – женщиной советского правительства, в числе первых декретов были законы о женском равноправии, гражданском браке, оплате отпусков по родам. Но она же призывала к уничтожению семьи, то есть семью пытались отрицать. В даль-нейшем семья стала как бы личным делом женщины, равно как и воспитание детей. Хотя особое внимание стало уделяться социальному обеспечению мате-ринства, вдовства, сиротства. Естественно, что решение социальных вопросов напрямую зависело от экономики государства.[22] Поэтому в нашей стране со-циальные задачи традиционно включались в экономическую политику. Только с конца шестидесятых годов социальная политика выделяется в особое направ-ление деятельности партии, хотя и была тесно связана с экономической дея-тельностью. Ставились задачи формирования интересов и потребностей лично-сти и всестороннего ее развития. Однако в практическом осуществлении соци-альных программ дело обстояло далеко не благополучно.
Современное российское государство является пока еще государством переходного типа и в процессе перестройки общественной жизни все большее значение для развития российского общества приобретают проблемы дальней-шего укрепления семьи. Однако возродить и укрепить семью как социальный институт возможно лишь, помогая отдельным конкретным семьям, решать их жизненные проблемы, оказывая им поддержку в их усилиях справиться с неиз-бежно возникающими в их жизни проблемными ситуациями. Эта сторона дея-тельности общества, государства описывается понятием «социальная поддерж-ка семьи», «социальная работа с семьями».[33]
Социальная поддержка семей – часть семейной политики, целью кото-рой является оказание помощи семьям в преодолении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возникающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами за счет своих внутренних ресурсов. Социальная же работа с семьями – это деятельность, которая реализует эту социальную под-держку.
Итак, социальная работа в России имеет долгую, богатую событиями и славную историю. И об этом нам не следует забывать ни как гражданам России, ни как людям, изучающим социальную работу.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
|
|