←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1.2. Законодательная база службы.
Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно – семей-ные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опи-раться на прочную законодательную базу. Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает со-циально – экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется общее бесплатное образование. Это соответствует меж-дународно – правовым актам в сфере защиты прав человека и, в частности, Конвенции о правах ребенка (1989).[17]
В соответствии с международными правовыми актами о материнстве и детстве, ратифицированными Россией, впервые разработана федеральная про-грамма «Дети России» (1993год). Позже она получила статус президентской, что определило ее приоритетное значение. Основное направление программы - профилактика социального неблагополучия детей. В состав программы «Дети России» входит ряд целевых программ (к 1997 году их число достигло 13). Вот названия некоторых из них: «Дети – инвалиды», «Дети – сироты», «Дети Севе-ра», «Дети Чернобыля», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Безопасное материнство», «Одаренные дети», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи» и другие. [24]
В декабре 1995 года в России введен в действие «Семейный кодекс Российской Федерации», в котором принципы семейного законодательства со-гласованы с основными принципами и положениями Конвенции о правах ре-бенка. Кодекс представляет собой результат масштабной работы по созданию новых прогрессивных правовых норм, регулирование внутрисемейных отноше-ний, которые должны составить важнейшую часть законодательства о семье. Кодекс устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Законодательно подтвер-ждаются традиционные для российского общества нравственные ценности: добровольность брака, основанного на взаимном доверии, уважении, любви и взаимоподдержке, единобрачие, равенстве супругов в семье. Впервые в ныне действующем Семейном кодексе ребенок признается как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Основной принцип отечественного законодательства – приоритет семейного воспитания детей, защита их прав и интересов. Кодекс построен на принципе уважения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери. Это значит, что все вопросы, касающиеся детей, родители решают совместно, никто не имеет преимуществ друг перед другом. Для обоих родителей введен принцип общей и одинаковой ответственности за воспитание и развитие ребенка. При распоря-жении брака родительские права и обязанности сохраняются. Материальное содержание детей до их совершеннолетия (а нетрудоспособных и далее)- мо-ральный долг родителей, необходимая предпосылка иных родительских прав и обязанностей. [8]
Обеспечение интересов детей является предметом особой заботы ро-дителей. Способы воспитания детей в соответствии с законодательством долж-ны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. В кодексе опре-делены основания для лишения и ограничения родительских прав отцов и ма-терей (уклонение от материального содержания и воспитания детей, жестокое обращение с ними, антиобщественное поведение, тяжелые психические заболе-вания родителей, их аморальное влияние на детей).
Специальная глава Семейного кодекса Российской Федерации «Права несовершеннолетних детей» устанавливает, согласно требованиям Конвенции о правах ребенка, право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за ис-ключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет пра-во на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Определены права ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, на защиту его интересов в случае ненадлежащего с ним обращения. Расторжение брака родителей, признание его недействительности или раздельное проживание родителей не являют на права ребенка.
В Семейном кодексе особо записаны права детей – сирот и детей, ос-тавшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания де-тей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедурное выявле-ние и устройство таких детей, вводит новый институт семейного воспитания этой категории детей- приемную семью. Сохранены и другие формы устройст-ва детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечи-тельский надзор, воспитание в интернатном учреждении (дом ребенка, детский дом, школа – интернат).
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Правовые вопросы образования детей, в том числе образование в семье, отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 год).В законе закреплено право семьи выбирать форму образования для своих детей Образование в семье признано одной из форм получения всех ступеней начального, основного или общего образования. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по договору родителей со школой. Уважение прав ребенка на свободу совести и религии и уважение прав родителей руководить ребенком в осущест-влении им этого права определены федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 год). Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей.[25]
Отдельные нормы, регулирующие различные стороны жизнедеятельно-сти семьи и ее членов, содержатся во многих законодательных отраслевых ак-тах: в законах о труде, об охране здоровья, о пенсиях и пособиях, в Жилищном, Гражданском и иных, даже Уголовном, кодексах Российской Федерации. Такая разобщенность правовых и материальных проблем семьи приводит к упущени-ям в сфере ее защиты и поддержки.
Современная семья формируется и функционирует в условиях реального государства. Поэтому важно преодолеть традиционный взгляд на семью как су-губо личное дело индивидов. Урегулированию отношений «семья – общество» служат принятые Указом Президента Российской Федерации «основные на-правления государственной семейной политики» (1996 год). Семейная полити-ка рассматривается как система мер, в центре которой семья с ее проблемами жизнедеятельности и прежде всего семейной культурой в отношении воспита-ния детей в самых различных случаях, включая разводы, усыновление, их рож-дение вне брака. Провозглашена благородная цель семейной политики: созда-ние условий, необходимых для достижения семьей благополучия, защиты ее институциональных интересов, обеспечивающих социальную безопасность в процессе общественного развития. Разработчики семейной политики под бла-гополучием семьи понимают не только материальную обеспеченность, но и счастливую жизнь.[30]
Однако отметим еще одно направление социальной политики – это про-цесс становления нормативно – правовой базы социального обслуживания се-мьи и детей.
С этой целью была утверждена федерально – целевая программа «Соци-альное обслуживание семьи и детей» на 1998 – 2000 год. Она дала толчок соз-данию системы учреждений социального обслуживания семьи и детей и явля-лась необходимым условием для ее эффективного функционирования. [26]
Программа предусмотрела решение следующих основных задач:
- развитие нормативно – правовой базы социального обслуживания се-мьи и детей;
- внедрение государственных стандартов социального обслуживания;
- реализация мер по обеспечению государственных стандартов социаль-ного обслуживания;
- научно – методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей;
- совершенствование управления системой учреждений социального об-служивания семьи и детей.
В целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» были приняты постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие со-циальное обслуживание семьи и детей;
- «О Межведомственной Комиссии по вопросам социального обслужива-ния населения» от 15 апреля 1996 года № 454;
- «О представлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг Государственными социальными службами» от 24 июня 1996 года № 73;
-«Об утверждении Положения о лицензирования деятельности в сфере социального обслуживания населения» от 17 июля 1996 года № 83;
- «Положение о специализированном учреждении для несовершенно-летних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 13 сентября 1996 года №1092;
- на территории Хабаровского края в своей деятельности службы соци-ального обслуживания опираются на «Постановление о порядке реализации на территории Хабаровского края федерального и краевого законодательства о со-циальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан, финансируемых из краевого бюджета» от 30 февраля 2003 года № 138;
-ведомственные акты, регламентирующие деятельность учреждений со-циального обслуживания семей и детей
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|
|