←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
детей, принимаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а также другими федеральными органами исполнительной власти – Министерством образования России, МВД России, региональными органами власти.
Таким образом, процесс становления нормативно – правовой базы и нормативной базы социального обслуживания семьи и детей, позволит и в дальнейшем укреплять институт семьи и повысить уровень социального об-служивания семьи и даже расширить перечень различных социальных услуг.
Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практи-чески во всех странах имеются социальные работники. Одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и по-этому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются профессиональной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных долж-ностях. [32]
Так в Германии социальная помощь семье оказывают следующие спе-циалисты: психотерапевты по детским и юношеским проблемам; дипломиро-ванный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; кон-сультант по семейным вопросам; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; ответственный работник с молодежью на местах и ра-ботник по делам детей и юношества. Из этого перечня профессий можно сде-лать вывод, что Федеративная Республика Германия является одним из мощ-ных европейских социальных государств.[27]
Однако социальная работа в каждом обществе, несмотря на внешнюю схожесть систем социально – нормативной регуляции, конкретна, уникальна и неповторима. Поэтому при исследовании международного опыта социальной работы необходимо учитывать уникальность форм социальной работы в каж-дой стране. Например, разительно различаются западное и восточное понима-ние попечения. Социальная работа в большинстве Западных стран ориентиро-вана на индивида, его личностное начало, его индивидуальные права. Социаль-ные службы изначально создавались по месту жительства. Людей обслуживали только тех, кто не имел другой возможности получить помощь. В азиатских же странах человек по традиции воспринимается в основном элемент системы се-мейных связей, как часть малой группы, а не как индивидуальность или от-дельная личность. В Индии, например, социальная работа с семьей проводится в соответствии с индуистким пониманием функции семьи; прочные семейные связи непоколебимы на протяжении всей жизни человека, поэтому социальная работа с семьей должна способствовать сохранению и упрочению этих связей, несмотря на возможное ущемление по западным меркам индивидуальных ин-тересов личности. В США же, как и в большинстве европейских стран, соци-альная роль семьи состоит преимущественно в подготовке индивида к незави-симой от семьи самостоятельной жизни в обществе. В соответствии с западной традицией социальные работники поощряют многообразие, плюрализм посред-ством конкуренции, а на Востоке социальные работники руководствуются идеями единения, униформности, сплоченности, стараясь при этом обходить острые углы, конфликты и жестокую конкурентную борьбу.[34]
Основная задача изучения международного опыта – найти и обосно-вать на основе теоретического осмысления опыта социальной работы, накоп-ленного в течение многих десятилетий зарубежными странами, те общие черты, которые определяют социальную работу как научное знание и как профессио-нальную деятельность.
Во всех странах мира первостепенной сферой практической деятельно-сти профессиональных специалистов является работа с детьми и семьей. Про-блемы семьи и детства, которые приходится решать социальными работниками, многообразны. Работа с детьми – одна из наиболее сложных, конфликтных, противоречивых сфер деятельности социального работника. Это постоянная балансировка между законом (кто имеет право решать судьбу ребенка?) и про-фессиональной этикой (ценность прав личности). В большинстве стран мира права ребенка защищены законом, действуют и международные акты и декла-рации о правах детей, но не везде и не всегда юридические и физические лица и даже государственные учреждения их соблюдают. Поэтому, начиная с 70- х годов в международной практике социальной работы прочно обосновалось та-кое направление деятельности, как защита прав ребенка. Возникновению этого направления социальной работы предшествовали такие подтвержденные фак-ты, как беспризорность детей при живых родителях, жестокое обращение с детьми, находящихся в стационарных детских учреждениях и приемных семь-ях, неоправданное сокращение образовательных и воспитательных программ для детей – сирот.
Социальные службы в разных странах мира занимаются «трудными» детьми, подростками, исключенными из школы за неуспеваемость, трудоуст-раивают несовершеннолетних, решают вопросы детства (организация досуга, отдыха, полноценного питания, образования развития детей и так далее).[32]
Работа с детьми традиционно тесно связана с решением семей-ных проблем. Благополучие ребенка зависит, прежде всего, от благополучия семьи. Социальные службы предлагают семье целый набор услуг профессио-нальных социальных работников: семейное консультирование, терапия, дис-пансерно – поликлиническое обслуживание детей, профилактическое обслужи-вание, услуги по ведению домашнего хозяйства, консультирование по вопросам питания и рационального ведения хозяйства, курсы для молодых родителей, финансовая помощь малоимущим семьям, планирование семьи и уход за деть-ми в дневное время (типа «ясли – сад»). Особое внимание социальные работни-ки уделяют решению проблем семей повышенного риска, семьям слепых, инва-лидов, пожилых.
Итак, социальная работа как общественный институт является необхо-димой неотъемлемой частью общественного устройства современного общест-ва, на каком бы уровне социально – экономического развития оно ни находи-лось.
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что здесь раскрыта история семьи, так как она является основой для нашего общества и показано, для чего так важна социальная работа в России , что делается в нашей стране для укрепления института семьи и какая работа проводится в зарубежных стра-нах для улучшения благополучия семьи.
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ .
2.1 Проблемы семьи и их кризисы.
На всем протяжении своей жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается с самыми разнообразными проблемами, может оказаться и неиз-бежно оказывается в тех или иных ситуациях, порождающих напряжение, стрессы и оказывающих то или иное положительное или отрицательное воздей-ствие на семью и на ее судьбу. Эти проблемы и кризисы имеют различную при-роду и происхождение. Часть из них связана с прохождением семьи через раз-личные стадии жизненного цикла – от возникновения до полного исчезновения семьи. Жизненный цикл семьи определяется стадиями родства и начинается с предродительства, т.е периода с момента заключения брака и до рождения пер-вого ребенка. Следующая стадия жизненного цикла семьи – стадия репродук-тивного родительства, т.е. время между рождением первого и последнего ре-бенка. Стадия репродуктивного родительства пересекается со стадией социали-зационного родительства, т.е. периода между рождением первенца и выделени-ем из семьи последнего ребенка. Завершается жизненный цикл семьи стадией прародительства, периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Сказанное выше характеризует, точное определение, полный цикл семьи. В реальности полный цикл может выродится в неполный либо из-за выпадения той или иной стадии, либо из-за развода или смерти одного из супругов. Классификация семейных структур основание на стадиях жизненного цикла позволяют более конкретно, адресно и эффективно подходить к задачам семейной политики, выбирать ту или иную тактику семейной социальной рабо-ты, более успешно помогать семьям в решении их проблем.[22]
Следует отметить, что любое «нормальное», «естественное» событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т.д.), изменение в семье или ее структуре вызываемые этими событиями, неизбежно порождают в семьях те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов. Такие переходы могут быть критическими в развитии семьи, и даже привести к последующему разру-шению семьи. Эти нормативные кризисы жизненного цикла связаны с измене-нием семейной структуры – как внутренней, характеризующей численность и состав семьи, а также взаимоотношения ее членов (ролевая структура, структу-ра власти и т.д.), так и внешней, характеризующей взаимоотношения семьи как целого и ее отдельных членов с окружающей социальной средой (родственни-ками, друзьями, соседями, социальными институтами и организациями и т.д.). В эти моменты семья утрачивает адекватность и оказывается перед необходи-мостью новой самоиндефикации, т.е смены старой модели семейной организа-ции на новою. Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится сталки-ваться семье, порождаются не ее собственным развитием, а или случайными по отношению к кризису семейными событиями, типа болезни, длительность разлуки, развода потери работы, тюремного заключения, которые могут про-изойти в семье или внесемейными стрессорами внешней среды, которые семья не в состоянии контролировать (стихийные бедствия, политические и эконо-мические кризисы, инфляция, безработица, военные действия и т.д. и т.п.). [26]
Однако многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с пробле-мами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения своей целост-ности. С точки зрения способности семьи решить возникающие перед ней нор-мативные и ненормативные кризы все семьи могут быть разделены на три группы:
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|
|