←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Президента РФ «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г., постановления Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социаль-ного обслуживания и платных социальных услуг государственными социаль-ными службами» от 24 июня 1996г.
Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологиче-ской помощи семье и детям. эти центры характеризуются много профильно-стью деятельности и комплексных услуг, хотя на сегодня недостаточного удов-летворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ог-раниченными возможностями.
В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей соци-ального обслуживании я семей и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим обра-зом:
- государственные социальные службы;
- смешанные службы;
- коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотвори-тельных фондах, религиозных и общественных организациях.[16]
Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказывать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкива-ется с множеством проблем, которые не могут решить существующие в преде-лах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Еже-годно перечень государственных услуг утверждает Правительство РФ; он явля-ется обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень вклю-чает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:
1. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная по-мощь:
• срочное социальное обслуживание и оказание срочной ма¬териальной помощи;
• содействие семьям, имеющим детей, тяжелобольных, де¬тей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытыва¬ющим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобре-тении продуктов, при¬обретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд;
• принятие от населения, и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение, благо-творительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.);
• социальная помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попече-ния родителей, опекунским семьям;
• организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной, социальной помощи;
• создание при учреждениях, вещевых фондов, фондов детс¬кой одеж-ды для несовершеннолетних одиноких матерей и других категорий нуж-дающихся;
• содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности);
• содействие в посещении детьми театров, выставок и других куль-турных мероприятий; содействие в организации благотворительных, обе-дов, лет¬него отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
• содействие в организации питания и быта остронуждающихся;
• содействие в выделении:
денежных средств;
продуктов питания;
средств санитарии и гигиены;
средств ухода за детьми;
одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
технических средств реабилитации детей-инвалидов;
денежных пособий, льгот, доплат, компенсаций;
• содействие в написании писем, заявлений, подготовке и оформле-нии документов, в том числе по установлению опеки и попечительства;
• социально-бытовая помощь на дому нетрудоспособным ма¬лообеспеченным семьям;
• содействие в организации надомного труда детей-инвали¬дов и по-мощь в их дальнейшем трудоустройстве;
• организация для подростков, безработных Мастерских и це¬хов при центре;
• содействие в перевозке детей-инвалидов к месту лечения отдыха, в оформлений документов (в пределах региона).
2. Социально-правовые услуги:
• помощь в написаний и оформлении документов, связанных с защи-той прав и интересов клиентов, в том числе детей;
• содействие в предоставлении социальных выплат;
• участие в правовом просвещении населения (выступления в мест-ных средствах информации, лекции и т.д.), повыше¬нии его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.);
• участие в правовой защите личностных интересов детей.
3. Социально-реабилитационные услуги:
• организация «социального консилиума» (психолого-медицинско-педагогическое обследование);
• социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоци-альное поведение и антиобщественные поступки;
• составление индивидуальных коррекционных программ.
4. Психологические услуги:
• психопрофилактика и психогигиена;
• психодиагностика и обследование личности клиента;
• психотерапевтическая помощь (индивидуальная, групповая, семей-ная);
• семейное психологическое консультирование (индивидуаль¬ное, групповое);
• психологическое консультирование (индивидуальное, груп¬повое); социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмо-циональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здра-воохранения в целях оказания моральноп-сихологической поддержки;
• психосоциальное консультирование;
• психологический патронаж;
• психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;
• развитие навыков эмоциональной саморегуляции; организация по-среднических услуг; профориентация на основе тестирования;
• организация деятельности групп взаимоподдержки; психологиче-ское просвещение;
• ознакомление родителей детей-инвалидов с психокоррекционными и психотерапевтическими методами.
5. Педагогические услуги:
• педагогическая помощь детям в защите их интересов;
• консультативная помощь родителям и детям;
• групповая работа по развитию навыков общения и эмоцио¬нальной сферы детей;
• коррекционная помощь детям с нарушениями речевого раз¬вития, аутизмом, неврозами;
• содействие культурно-досуговой деятельности детей;
• практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов;
• обучение родителей приемам организации игровой и учебной дея-тельности детей-инвалидов.
6. Социально-медицинские услуги:
• содействие в направлении в стационарные медицинские наркологи-ческие учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей;
• организация консультирования по проблемам планирования семей, сексуальных отношений и психосексуальных расстройств, воспитание здорового образа жизни;
• содействие в обеспечение детей-инвалидов необходимыми вспомо-гательными средствами;
• патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями;
• обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом;
• патронаж беременных женщин и кормящих матерей.[33]
Все это еще раз подтверждает сложность и значимость проблем и задач, которые решает система социального обслуживания семьи и детей. Совершен-но очевидны и особенности системы: большая номенклатура и масштабность социальных услуг, оказание которых требует большого профессионализма и такта во взаимоотношениях между социальными работниками и семей, детьми, менее всего защищенными, имеющими к тому же различные заболевания и от-личающимися асоциальным поведением.[3]
Основная задача работников службы – помочь члену семьи (не за-висимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая ме-шает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективно-сти здесь принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановле-ние его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество.
Рассматриваемая нами конкретная деятельность отдела социальной по-мощи взаимодействует с различными категориями населения. Изначально оп-ределяет круг детей и подростков, нуждающихся в помощи; оказывает также помощь родителям, одиноким матерям, учителям школ – всем, кто окружает ребенка.
2.3 Категории проблемных семей с. Некрасовка.
Для целей государственной семейной политики категории проблемных се-мей выделяются по иному основанию – объективному риску социальной уяз-вимости. Так неправильная ориентация социальной работы на определенную категорию семьи может быть причиной неэффективной работы, поэтому очень важно знать с какими категориями семей мы работаем, их характеристику, т.е. особенности, недостатки, стиль и образ жизни.
Неполные семьи – семья без одного из супругов с одним или большим количеством детей: обычно мать и ребенок, редко отец и ребенок. Неполные семьи возникают большей частью после развода и распада полной семьи, реже – по инициативе одиноких женщин или в результате смерти одного из супру-гов, а иногда при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком. Ка-ждая
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|
|