←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, яв-ляется пьянство родителей. Оно может оказаться роковым и в момент зачатия, потому что ребенок может родиться не вполне нормальным. Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о зловещем влиянии пьянства родителей, из-за этого ребенок усваивает скверные примеры, возникает отсут-ствие обще всякого воспитания и из-за этого зачастую приходится родителей лишать родительских прав и дети попадают в детские дома. Дети из таких се-мей зачастую заняты попрошайничеством и нищенствованием. Таких семей в Некрасовке 61 и в них 107 детей. Разумеется нужен контроль со стороны соци-альных служб за такими семьями. В эту категорию граждан входят семьи груп-пы риска они характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполная семья, малообеспеченная семья. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому непосредственно социальному педа-гогу школы необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадоприрующимися факторами и в случае необходимости предложить свое-временную помощь.[33]
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими труд-ностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка стороны социального работни-ка и социального педагога школы.
Асоциальные семьи – те с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в конкретных изменениях. В этих семьях где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не зани-мается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии. Работа социаль-ного работника и социального педагога школы с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.[23]
Также семьи состоят на учете неоднократно посещаются работниками школы и милиции, ведется постоянный надзор за такими семьями, так как дети не посещают школу, могут быть голодными. Таких родителей неоднократно предупреждают об ответственности за воспитание детей.
Есть такие семьи которые не находятся в состоянии социального или се-мейного неблагополучия и не относятся официально к группе риска, но тоже могут нуждаться в помощи, поэтому ведется учет таких семей. Это семьи воен-нослужащих срочной службы с детьми, семьи взявших детей под опеку (попе-чительство), студенческая семья с детьми (фактически они являются иждивен-цами родителей), семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи безра-ботных имеющих несовершеннолетних детей.
2.4 Анализ и вывод работы с семьей в с. Некрасовка.
Анализируя деятельность отдела социальной защиты в целом хочется от-метить, что помощь различным категориям семей оказывается в индивидуаль-ном порядке. Прежде всего проводится работа по выявлению и постановке на учет нуждающихся в поддержке семей и особенно детей из наиболее «про-блемных» семей, в которых ее младшие члены оказываются в тяжелых психо-травмирующих ситуациях, а нередко в асоциальной, криминогенной среде, формирующей сознание и поведение детей подростков. Такая работа ведется совместно с представителем администрации села ответственным за работу с трудными семьями и также со школьной администрацией. Проводится патро-наж неблагополучных семей с целью выявления условий быта и воспитания. Оказывается материальная помощь (по социальным показаниям, итогам обсле-дования и патронажей):
- продуктовые наборы;
- одежда, обувь;
- бесплатное питание в школах в течении учебного года;
- все учебные принадлежности и форма к началу учебного года.
Оказывается психо-педагогическая поддержка: семейная психо-терапия по проблемам: семейный алкоголизм, сложности супружеских взаимоотношений и т.д. Консультации по вопросам воспитания детей с учетом их возрастных и психологических особенностей. Оказывается юридическая помощь: бесплатное юридическое консультирование в оформлении исков, ходатайств и т.д.; помощь в оформлении детских пособий; в оформлении документов на материальную помощь и т.д.[24]
Однако вся работа ведется только со следствием, т.е. уже с неблагополучи-ем или определенными проблемами, а хотелось бы чтобы работа велась как бы в двух направлениях, т.е. по предупреждению неблагополучия. В эту работу должны быть включены психологи, педагоги школ и детских садов, медицин-ские работники. Специалисты внимательно рассматривают все обращения по-сетителей, чтобы не только оказать поддержку, но и выявить проблемы духов-ного и психологического характера.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ РАБОТЫ С
СЕМЬЕЙ В С. НЕКРАСОВКА.
3.1 Предупреждение проблемных семей в с. Некрасовка.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, в частности и у нас в поселке Некрасовка, безус-ловно является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социально-педагогической работе, хотя, конеч-но, решить ее можно только комплексно с привлечением социальных педаго-гов, психологов школы.
Важность профилактической деятельности состоит в том, что она позво-ляет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет одно-сторонний подход, рассматривавший личность как продукт «воспитательного действия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность. Бесспорно, что процесс перевоспитания, как в целом профилактика правонарушений, выступа-ет с одной стороны, как процесс приобщения личности к культуре – материаль-ной, интеллектуальной и нравственной, а с другой стороны – как процесс инди-видуального развития, коррекции поведения личности.
Индивидуальная профилактика правонарушений или нарушение поведе-ния включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему. Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, чтобы трудные подростки под воздействием учителей, общественности, кол-лективов и семьи вырабатывали у себя правильные взгляды и убеждения, овла-девали навыками социально-позитивного поведения, развивали свои чувства и волю при этом изменяли свои интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагопри-ятных влияний на конкретную личность окружающей среды.[20]
Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие:
- выработку нравственного сознания;
- формирование навыков и привычек позитивного поведения;
- формирование волевых усилий, позволяющих противостоять обще-ственным взглядам;
- социальное оздоровление микросреды.
Однако, надо иметь ввиду перевоспитание личности связано с различны-ми сферами психологической деятельности. Поэтому для этой деятельности очень важна связь с психологом школы, детских садов, так как у нас в с. Некра-совка нет центра помощи семьи и детям, и социальный педагог и психолог ра-ботают совместно в единой связке.. также учитывая территориальные особен-ности (с. Некрасовка – это пригород г. Хабаровска) и повышенную криминаль-ную обстановку соответственно выбираем методы профилактики, отсюда выте-кают основные задачи:
- своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
- изучение возрастных и психологических особенностей личности несо-вершеннолетних трудных подростков с целью не допущения конфликта моло-дого человека с обществом, устранение соответствующих ему причин и усло-вий;
- разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на трудного ребенка и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
- организация взаимодействия и преемственности воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятель-ности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.
Учитывая поставленные задачи, составим цепочку связывающую класс-ного руководителя социального педагога , психолога, социального работника отдела социальной защиты и обратную связь. Только в этом случае можно говорить о профилактической деятельности. Классный руководитель знаком с индивидуальными особенностями своих детей, хорошо знает семью ребенка, круг его общения и если меняется его поведение то следует обратить внимание на эту семью и соответственно выявить причину неуравновешенного поведения. Совместно учитель и социальный педагог
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|
|