Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Социология /

Формирование экологической культуры как фактор социализации личности средствами народной педагогики

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


ВОСТОЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Социологии, психологии и социальной работы

Специальность 0207

«Социальная работа»

Логинова Наталья Викторовна

Маннапова Елена Анваровна

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Формирование экологической культуры как фактор социализации личности средствами народной педагогики

Научный руководитель К.Ш. Коккозева

к.п.н., доцент

Работа допускается к защите

«___» ______________ 2002

Зав. кафедрой Т.Ж. Калдыбаева

д.с.н., профессор

Нормоконтролер Н.Р. Балуева

Усть-Каменогорск, 2002

АННОТАЦИЯ

С конца 60-ых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Недостаточность знаний о сущности процессов, происходящих в окружающей среде, побуждает обращаться к экологическому образованию как к инструменту немедленного решения обострившихся проблем.

Целенаправленная система экологического образования является основным средством формирования экологической культуры.

Цель исследования: обобщить теоретический материал по формированию экологической культуры средствами этнопедагогики и раскрыть возможности этнопедагогики в этом процессе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: формирование экологической культуры.

Формирование экологической культуры связано с возможностями этнопедагогики, т.е. народной педагогики. Именно этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которой воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, баснях, пословицах, поговорках и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Глава 1 научные основы формирования экологической культуры 11

1.1 Сущность экологической культуры 11

1.2 Формирование экологической культуре в истории и философии 22

1.3 Сущность социализации человека 29

1.4 Возможности народной педагогики: пословицы, сказки, загадки, традиции, обычаи, праздники, природа, игра; 38

Глава 2. Практика формирования экологической культуры. 64

2.1 Опыт работы 64

2.2 Рекомендации по формированию экологической культуры средствами этнопедагогики. 71

Заключение 77

Список литературы 80

Приложение А Содержание познавательного материала, используемого во время экологической экскурсии 82

Приложение Б Тест «Интенсивность субъективного отношения к природе» 84

Приложение В Распределение ответов на тест «Интенсивность субъективного отношения к природе» 89

Приложение Г Гистограмма теста по шкалам и условным классам «Интенсивность субъективного отношения к природе» 90

Приложение Д Анкета «Ваше мнение о взаимосвязи экологической культуры и этнопедагогики» 91

Приложение Ж Гистограмма анкеты «Ваше мнение о взаимосвязи экологической культуры и этнопедагогики» 94

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетие значительно повысилось внимание мировой общественности к проблеме экологического образования. «Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирование новой экологической культуры». [31., 165] Это можно объяснить, с одной стороны, принятием ООН и Правительствами ряда государств стратегии устойчивого развития, которая предполагает внедрения наукоемких энерго- и ресурсо- сберегающих технологий, направленных на сохранение и позитивное преобразование биосферы, что в свою очередь требует формирования новой системы ценностей, новой системы получения, трансляции и практической реализации знаний о человеке и окружающей его среде. Друга причина повышения роли экологического образования в современном обществе – возникновение серьезных экологических проблем антропогенного происхождения (истощение природных ресурсов; уменьшение биоразнообразия; ухудшения состояния окружающей природной среды; формирование экотоксических эффектов и др.). При решении этих проблем государственные и неправительственные организации столкнулись с объективными трудностями, связанными в первую очередь, с недостаточностью знаний о сущности процессов, происходящих в окружающей среде, и отсутствием надежных механизмов непрерывного управления жизнедеятельностью современных анропоэкологических систем. Если первая причина (переход к устойчивому развитию) ориентирована на долгосрочные гуманистические цели, то вторая причина пробуждает обращаться к экологическому образованию как к инструменту немедленного решения обострившихся проблем. Изменение системы ценностей , экологическая их ориентация возможны при переходе человечества на путь устойчивого (поддерживающего) развития, направленного на достижение гармонии между людьми, обществом и природой, возникновение «нового экоцентрического сознания». В связи с этим возникает необходимость целенаправленного обучающего и воспитательного воздействия с целью формирования экологических ценностей и соответствующих форм поведения.

Целенаправленная система экологического образования является основным средством формирования экологической культуры. Большой вклад в данный вопрос внесли ученые в силу того, что им присущ в значительной степени ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с природной средой. Так, И.А. Бердяев особо отмечал: все социальные перемены в судьбе человечества непременно связаны с отношением человека к природе, отсюда, кроме прочего, следует необходимость исследовать жизнь экологической культуры на общественном уровне. Более развернуто трактовал интересующий культурно-этический вопрос В.С. Соловьев. Он писал, что возможно троякое отношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, в каком она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и использование ее как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния – того, чем она должна стать через человека. Безусловно, нормальным и окончательным, подчеркивает далее В.С. Соловьев, следует признать только третье, положительное отношение, в котором человек пользуется свом превосходством над природой не только для своего, но и для ее – природы – возвышения». [31., 168]

Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

«И.Т. Суравегина считает, что экологическая ответственность вбирает в себя все существенные признаки как социальной, так и моральной ответственности. А учитывая, что категория ответственности связана с категорией свободы, то у человека всегда есть выбор поступить так или иначе по отношению к природной среде, другому человеку, самому себе. Ответственность как личностное качество развивается в онтогенезе постепенно в результате взаимодействия индивида с социальным окружением. В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки). И.П. Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектики взаимосвязанных элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности». [31., 171]

«В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ и студентов ВУЗа любых специальностей: подготовке специалистов по экологии и природоохране, способных решать вопросы природопользования в различных отраслях в условиях рыночной экономики. В программе экологического образования и воспитания в РК указано на необходимость разработки кадастра экологических специальностей, учебных планов и рабочих программ, позволяющих учащимся и студентам приобрести специальные экологические знания, необходимые для активной самостоятельной работы в данной области». [10., 418] Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»