Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Физика /

Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального

образования Российской Федерации.

Орский Гуманитарно-Технологический Институт

(филиал)

Оренбургского государственного университета

Физико-математический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Взаимосвязь физики и химии в процессе препода-вания физики в полной средней школе.

Выполнил: студент физико-математического факультета группы 4А

Бессонов Павел Александрович.

Научный руководитель: к. п. н. Профессор

Янцен Виктор Николаевич.

Орск. 1999г.

Оглавление

ВСТУПЛЕНИЕ 3

§1. ПОНЯТИЕ МПС И ИХ ВИДЫ. 4

§2. РОЛЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. 12

Понятие межпредметных умений и методика их формирования. 12

Взаимодействие интереса и умений в процессе решения межпредметных задач. 14

Формирование мировоззренческой направленности познавательных интересов старшеклассников. 15

§3 ПРИНЦИП ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ХИМИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ. 18

ЛИТЕРАТУРА 26

ВСТУПЛЕНИЕ

Глубокие социальные перемены, происходящие в современном мире и в России, требуют новых подходов к развитию, обновлению и совершенствованию всей системы непрерывного преобразования.

В последнее десятилетие в жизни средней общеобразовательной школы произошли значительные изменения: утвержден базисный учебный план; разработаны Временные государственные образовательные стандарты, новые концепции естественно-научного образования; открываются новые типы учебных заведений (гимназия-школа, лицей, колледж), вводятся различные интегративные курсы.

Активное включение учителя в процесс непрерывного обучения является главным условием развития его творческого потенциала: его компетентности и педагогического учения, его социальной и профессиональной мобильности, его гражданской позиции и профессионально-значимых качеств личности. Большая роль в этом относится меж-предметным связям.

На необходимость осуществления МПС в школе, как дидактического условия по-вышения качества знаний учащихся и роли обучения в развитии диалектического мыш-ления школьников. Многочисленные исследования показали, что несогласованность программ физики и химии; отсутствие единства интерпретаций понятий законов, теорий общих для цикла естественных дисциплин, а также преемственности в их формирова-нии; слабое отражение в них взаимосвязи между явлениями природы приводит к тому, что знания учащихся по предметам естественно-научного цикла оказываются разроз-ненными. У них отсутствует научное понимание закономерностей развития окружаю-щего мира, умение комплексно применять знания, полученные ими при изучении основ естественных наук в школе. В преодолении этих недостатков в условиях традиционно сложившейся системы изучения основ естественных наук в школе большая роль отво-дится межпредметным связям.

§1. ПОНЯТИЕ МПС И ИХ ВИДЫ.

Классификация межпредметных связей. Подходы к определению сущности ди-дактической категории межпредметных связей и их видов весьма многообразны. Науч-ные позиции исследователей в понимании сущности межпредметных связей и класси-фикации их видов определяются такими факторами, как конкретные педагогические за-дачи исследования, решение которых осуществляется на основе межпредметных связей; изучаемые аспекты проблемы межпредметных связей и уровни их решения; используе-мые научные методы выделения конкретных связей.

Таким образом, в дидактике явственно проявляется тенденция к преодолению од-ностороннего подхода в решении вопроса о межпредметных связях в обучении. Разра-батываются комплексные критерии их выделения, используются элементы системного анализа данного феномена. Системный подход направлен на раскрытие многоаспектно-сти и полфункциональности межпредметных связей в обучении, что сопряжено с широ-ким использованием поэлементного анализа структуры учебного предмета и структуры процесса обучения (его содержания, методов, форм организации). Такой анализ высту-пает как метод определения сущности и видов межпредметных связей.

Исходя из общности структуры учебных предметов и структуры процесса обуче-ния, которые являются объективными основаниями классификации межпредметных связей, можно выделить три их основных типа: содержательно-информационные, опе-рационно-деятельностные и организационно-методические.

Каждый учебный предмет – это дидактически переработанная система научных знаний, которая включает сведения и из смежных научных областей. Любой структур-ный элемент учебного предмета служит основой межпредметных контактов в процессе обучения. В содержании каждого учебного предмета кроме специальных научных зало-жены элементы методологических и идеологических знаний. Межпредметные связи на основе содержания знаний можно отнести к типу содержательно-информационных.

Виды связей этого типа различаются:

1) по составу научных знаний (фактологические, понятийные, теоретические);

2) по знаниям о познании (философские, историко-научные, т. е. гностические, се-миотические, логические);

3) по знаниям о ценностных ориентациях (идеологические, т. е. диалектико-материалистические, идейно-политические, политико-экономические, этические, эсте-тические, правовые).

Связи в способах учебно-познавательной деятельности и умений учащихся в обу-чении разным учебным предметам представляется правомерным отнести к типу опера-ционно-деятельностных. Необходимость выделения и осуществления особого типа операционно-деятельностных связей обусловлена самой структурой учебного предмета, которая содержит в себе помимо содержательных и процессуальные элементы, опреде-ляющие познавательную (методы науки; обобщенные способы познания, включая твор-ческую деятельность; специфические умения и навыки; язык науки) и другие виды дея-тельности учащихся в процессе учения.

Учебная деятельность имеет сложный синтетический характер. Ее основу состав-ляет познавательная деятельность, но в процессе учебного познания учащиеся осущест-вляют элементы других видов деятельности: практической, коммуникативной, эстетиче-ской, ценностно-ориентационной. Виды межпредметных связей операционно-деятельностного типа различаются по следующим критериям:

1) по способам практической деятельности в применении теоретических знаний – «практические», которые способствуют выработке у учащихся двигательных, трудовых, конструктивно-технических, расчетно-измерительных, вычислительных, эксперимен-тальных, изобразительных, речевых умений;

2) по способам учебно-познавательной деятельности в «добывании» новых знаний – «познавательные», которые формируют общеучебные обобщенные умения мысли-тельной, творческой, учебной, организационно-познавательной (планирование, органи-зация и самоконтроль), самообразовательной деятельностей;

3) по способам ценностно-ориентационной деятельности – «ценностно-ориен¬таци¬онные», необходимые для выработки умений оценочной, коммуникативной, художест-венно-эстетической деятельности, что имеет большое значение в формировании миро-воззрения школьника.

Межпредметные связи функционируют в процессе обучения и осуществляются с помощью тех или иных методов и организационных форм. Это позволяет выделить вто-ричный, подчиненный первым двум тип организационно-методических связей, имею-щий самостоятельное значение. Межпредметные связи этого типа

обогащают методы, приемы и формы организации обучения.

Они обеспечивают эффективные пути усвоения учащимися общепредметных зна-ний и умений.

Виды связей данного типа различаются:

1) по способам усвоения связей в различных видах знаний (репродуктивные, поис-ковые, творческие);

2) по широте осуществления (межкурсовые, внутрицикловые, межцикловых);

3) по времени осуществления (преемственные, сопутствующие, перспективные);

4) по способу взаимосвязи предметов (односторонние, двусторонние, многосто-ронние);

5) по постоянству реализации (эпизодические, постоянные, систематические);

6) по уровню организации учебно-воспитательного процесса (поурочные, темати-ческие и др.);

7) по формам организации работы учащихся и учителей (индивидуальные, группо-вые, коллективные).

Межпредметные связи реализуются в различных формах организации учебной и внеучебной деятельности: на обобщающих уроках, комплексных семинарах, уроках-лекциях, комплексных экскурсиях, в домашних заданиях, на междисциплинарных фа-культативах, конференциях, тематических вечерах, в работе ученических научных об-ществ и т. п. Характер учебной деятельности учащихся и обучающей деятельности учи-телей при этом будет различным (индивидуальный, групповой или коллективный). При отсутствии полностью скоординированных учебных программ межпредметные связи реализуются в практике обучения по-разному: в соответствии с требованиями новых программ школы («программные» связи), на уровне расширенного (по инициативе учи-телей) использования взаимосвязей учебных предметов или во всей системе учебно-воспитательного процесса школы, включая внеклассную работу.

Многозначность понятия «межпредметные связи».

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»