Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

В.И Вернадский

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Нижнекамский государственный нефтехимический колледж

Реферат

Дисциплина: Концепция современного

естествознания

Тема: В. И. Вернадский

Выполнила: Шамсутдинова Э. Ф.

111 группа

Проверила: Зарипова Р. Х.

Нижнекамск

2002

Владимир Иванович Вернадский - российский естествоиспытатель, мыслитель-энциклопедист, гуманист, специалист в области наук о Земле, основатель ряда новых наук и научных направлений, организатор науки, педагог, общественный и политический деятель, историк, публицист.

В. И. Вернадский родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863 г. Родом из дворян. Мать - Анна Петровна Константинович (1837-1898), отец - Иван Васильевич Вернадский (1821-1884), профессор политической экономии и статистики. В 1886 г. Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862-1943), с которой прожил более 56 лет в гармонии и согласии, по его словам - “душа в душу, мысль в мысль”. В семье было двое детей - сын Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973), профессор русской истории, дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898-1985), врач-психиатр; оба скончались в США в эмиграции.

В 1873-1881 гг. В.И. Вернадский учился в классических гимназиях Харькова и Петербурга. В 1881-1885 гг. обучался на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета. Его учителями были крупнейшие русские ученые Д.И.Менделеев, В.В.Докучаев, А.Н.Бекетов, И.М.Сеченов и др. В университете Вернадский начал работать в области естественных наук, проблем философии и научного мировоззрения. С 1885 по 1888 г. Вернадский работал хранителем Минералогического кабинета столичного университета, с 1888 по 1890 г. был в научной командировке в Италии, Германии и Франции для подготовки к профессорскому званию. С 1890 по 1911 г. Вернадский в качестве приват-доцента, а затем профессора преподавал минералогию и кристаллографию в Московском университете, защитил в Петербургском университете магистерскую (1891) и докторскую (1897) диссертации. В 1906 г. был избран действительным членом-адъюнктом по минералогии Петербургской Академии наук и назначен заведующим минералогическим отделением Геологического музея академии. В конце XIX - начале XX в. в Москве и Петербурге сложилась научная школа Вернадского в области геологии и минералогии. В 1911 г. он переехал в Петербург, работал в Академии наук и в 1912 г. был избран в ней ординарным академиком по минералогии.

С 1916 г. в научном творчестве Вернадского начался принципиально новый качественный этап, продолжавшийся до конца жизни, - он приступил к систематическому исследованию живой природы в атомном и планетарно-космическом аспектах, перейдя одновременно к естественно-историческому изучению человека и человечества, их настоящего и будущего. С конца 1917 г. Вернадский жил и работал на Украине и юге России, в 1921 г. возвратился в Петроград. С 1922 г. он продолжал свою научную и педагогическую деятельность во Франции и Чехословакии, в 1926 г. вернулся в Ленинград. В 1935 г. переехал в Москву, с 1941 г. был в эвакуации в Боровом Казахской ССР, в Москву возвратился в 1943 г. В последние годы жизни Вернадский работал над итоговой книгой - “научным завещанием потомкам”, “книгой жизни”, как он ее называл, - “Химическое строение биосферы Земли и ее окружения”, подбирал материал к книге воспоминаний “Пережитое и передуманное”. В.И.Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

* * *

-2-

В.И.Вернадского нередко – и справедливо – называют “Ломоносовым XX века”. Трудно назвать такую область естествознания, которая так или иначе не была бы затронута его универсальным гением. В полной мере сказанное относится и к биологии. У нас есть все основания говорить не просто о биологических, но в прямом смысле о

биокосмических взглядах, идеях, концепциях Вернадского. Почему же? Ответ состоит в том, что биологические взгляды Вернадского, органично входя в его научное мировоззрение, не только составили основное ядро и содержание его, но и сами, в свою очередь, представляют собой в подлинном смысле целый биокосмос, охватывающий все три “разреза” реальности - микро-, макро- и мегамир, выступающие в качестве различных по свойственным им закономерностям, но взаимосвязанных и между собой взаимодействующих уровней проявления живого. Особое место в биографии Вернадского занимают 1916-1926 гг. В этот период завершается в основных чертах формирование учения о живом веществе, биогеохимии как новой научной дисциплине и учения о биосфере как целостной общебиологической и геологической концепции. Этим разделам своих научных изысканий Вернадский посвящает большую серию работ под общим названием “Живое вещество в земной коре и его геохимическое значение” (около 1200 рукописных страниц), книгу “Биосфера”, вышедшую в 1926 г., ряд статей и заметок, опубликованных в отечественной и зарубежной печати, а также разделы монографии “Геохимия”, опубликованной в 1924 г. в Париже на французском языке, много десятков и сотен (завершенных и оставшихся неоконченными) заметок, набросков, писем, сохранившихся в рукописных вариантах. В 1927-1944 гг. этот полноводный поток не только

не иссякает, но, напротив, становится еще обширнее и мощнее, обогащаясь все новыми трудами, идеями, концепциями, проблемами. Многое из наработанного Вернадским в этот период в области биокосмических проблем было опубликовано при его жизни, часть увидела свет уже после его кончины. В этот период научная школа Вернадского расширяется, в нее вливаются свежие молодые силы. Помимо геологов, минералогов, физиков, химиков, традиционно составлявших ее основной костяк, это были также биологи разного профиля - биофизики, биохимики и др., радиологи, кристаллографы, математики... Понимая, сколь важны разрабатываемые им и его учениками и коллегами проблемы, Вернадский стремится создать в пределах нашей страны мощный научно-исследовательский центр, который бы организовывал и координировал разработку разнообразных биокосмических проблем, вынашивает идею об основании Международного института живого вещества. Этим его стремлениям было суждено осуществиться лишь отчасти. В конце 20-х гг. в системе Академии наук СССР была создана Биогеохимическая лаборатория, ранее существовавшая как Отдел живого вещества в составе академической Комиссии по изучению естественных производительных сил России, организатором и председателем которой был Вернадский; он же возглавлял как Отдел живого вещества, так и затем Биогеохимическую лабораторию. Последняя в 1943 г. была переименована в Лабораторию геохимических проблем им. В.И.Вернадского АН СССР, на базе которой уже после кончины Вернадского был создан Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского АН СССР (ныне - Российской Академии наук); биогеохимическая лаборатория функционирует в качестве структурного подразделения этого института. Биокосмические воззрения Вернадского представляют собой сложную, внутренне расчлененную и дифференцированную, но вместе с тем целостную и стройную систему, являющуюся основанием, по сути, биокосмической картины мира, в ряде наиболее важных своих положений естественно выходящую на фундаментальные проблемы философии и научного мировоззрения. В настоящее время ощущается все большая потребность в коллективном (так как одному автору с этой задачей заведомо не справиться)

-3-

монографическом исследовании этой темы, в создании как итога такого исследования

своего рода “Энциклопедии биокосмоса Вернадского”. К сожалению, к настоящему времени такая работа не проделана. В дальнейшем мы остановимся только на некоторых узловых моментах этой большой и сложной проблемы.

* * *

В системе биокосмических воззрений В.И.Вернадского ключевое положение занимает понятие живого вещества - совокупности всех растительных и животных организмов планеты. Благодаря введению этого понятия был достигнут по меньшей мере двойной эффект. Во-первых, были оставлены в стороне, как не относящиеся к делу, различные псевдотеоретические и спекулятивные изыскания относительно “сущности” жизни как таковой. Во-вторых, живые организмы стали признаваться компонентами земной коры, столь же естественными и “равноправными”, как минералы и горные породы, но намного превосходящими последних по своей геологической активности, что особенно ярко проявляется в деятельности человечества - составной части живого вещества планеты. В плане этой активности, отмечал Вернадский, сопоставимыми с живым веществом в прошлые геологические эпохи могут быть лишь радиоактивные минералы Земли. Отсюда следовали - и в этом, пожалуй, заключалось главное своеобразие исходной позиции Вернадского - возможность и необходимость изучения живых организмов и их сообществ не только в традиционно биологическом плане, но также и как объекта геологии. Этот произведенный Вернадским в научном познании поворот “системы отсчета”, необходимость которого была обоснована им с большой убедительностью и глубиной, оказал подлинно революционизирующее воздействие не только на биологию и геологию, но и на весь комплекс наук о Земле. Каковы же основные аспекты учения Вернадского о живом веществе? Прежде всего он сосредоточивает внимание на составных элементах и структуре живого вещества. Это, во-первых, сами живые организмы; во-вторых, жизненная

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»