Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Естествознание /

Генетическая программа человека и природа гениальности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Генетическая программа че-ловека

и природа гениальности

Гений – это на 99 процентов труд до

изнеможения и на один процент игра воображения.

Томас Эдисон

Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит

к неумолимому выводу: гениями рождаются.

В.П. Эфроимсон

Генотип человека содержит около 100 тысяч генов, функционирую-щих как единая взаимосвязанная система, в которой любой ген находит-ся в сложном взаимодействии со всеми другими. Характер этих взаимо-действий связан с физико-химическими свойствами отдельных атомов и групп атомов, входящих в структуру ДНК (электроотрицательность, по-тенциал ионизации, электроно-донорная или протонодонорная способ-ность, структура электронных облаков, возможность передавать элек-тронные эффекты вдоль всей цепочки углеводного остова и т.д.). К со-жалению, сегодня не построена даже принципиальная модель этих про-цессов, и теоретическая генетика вынуждена во многом использовать эмпирические данные. Идентифицирована всего лишь небольшая часть всех имеющихся в генотипе генов.

Науке известны гены-модификаторы, отвечающие за морфологию и видовые признаки, гены-регуляторы биохимических процессов, гены дифференцировки, которые дают команды, когда у зародыша развивать-ся тем или иным органам. Наука уже создала своего рода "таблицу Менделеева" из идентифицированных генов.

Количество всевозможных сочетаний генов в зиготах определяется числом 2 23, и появление у зародыша тех или иных свойств предков яв-ляется довольно случайным и в естественных условиях непредсказуе-мым. Огромное многообразие всевозможных комбинаций генов исклю-чает появление хотя бы двух генетически идентичных людей (за исклю-чением однояйцевых близнецов).

Гены отличаются высокой устойчивостью к внешним воздействиям и способны оставаться неизменными на протяжении многих поколений. Каждый из нас в своей генетической программе хранит память о всех ступенях развития живого вещества. И вместе с тем, под воздействием изменяющихся факторов окружающей среды или при стечении случай-ных обстоятельств спонтанно могут появляться мутации, сохраняться и передаваться потомству. С каждым поколением человек все более отя-гощается грузом отрицательной наследственности, вероятность прояв-ления которой повышается с ухудшением качества окружающей среды.

Несмотря на способность генетического кода, снимающую случайные шумы и повреждения, время от времени различные виды повреждений генов реализуются в отдельных индивидах. Эти изменения могут быть наследственными и особенно ярко проявиться при наличии большого числа родственных браков, при которых вероятность повторения по-вреждения возрастает. Во время генных мутаций происходят искажения одного или нескольких генов, как правило, в периоды репликации (уд-воения) ДНК. Искажение генов половых хромосом происходит в ре-зультате изменения различных факторов внутриклеточной среды и при соответствующих условиях может передаваться по наследству. Сегодня известно свыше трех тысяч генетических нарушений. Природа многих из них до сих пор остается неизвестной. Например, у четырех человек из ста есть наследственная предрасположенность к заиканию, причем у мужчин она встречается в четыре раза чаще, чем у женщин. Дальтониз-мом страдает около 45% мужчин и около 1% женщин, гемофилией страдают только мужчины, хотя женщины являются носительницами поврежденного гена.

Хромосомные нарушения связаны с искажением хромосом в процессе образования гамет. Эти искажения могут быть нескольких типов. По-вреждения внутри аутосомных хромосом (1-22) связаны с различными аномалиями. эмбрионы с нарушениями в хромосомах 1-15 погибают до рождения, либо рождаются нежизнеспособными. Дети с повреждениями в хромосомах 15-18 рождаются с физическими уродствами и понижен-ным интеллектом. Лишняя хромосома в паре 21 обуславливает болезнь Дауна. Сегодня достаточно хорошо изучены нарушения в половых хро-мосомах (23). Наличие лишней Х-хромосомы приводит к синдрому Клайнфельтера у мужчин (характерный женский тип телосложения, ум-ственная отсталость, бесплодие), наличие лишней Y- хромосомы поро-ждает высокую степень агрессивности. Исследования в колониях жест-кого режима показали, что их обитатели в 30% случаев страдают имен-но этим дефектом. Иногда при типично мужском сочетании в половых хромосомах (ХY) рождается женщина. Очень часто такой тип встреча-ется среди спортсменок или деловых женщин. К третьей группе отно-сятся многофакторные болезни с наследственной предрасположенно-стью (алкоголизм, ишемия, диабет и др.). При неблагоприятных услови-ях эта предрасположенность реализуется. Искажения на молеуклярном кровне могут произойти под действием физических (различные типы излучений, гипертермия и гипотермия), химических (пестициды, тяже-лые металлы, некоторые лекарственные препараты, алкоголь и др.), биологических (вирусы и возбудители, вакцины) и других мутагенов и всязаны с повышением частоты врожденных пороков развития.

Но наряду с такими людьми появляются люди гениальные , с неза-урядными способностями, значительно превышающими способности среднего человека. Число общепризнанных гениев в Европе и Северной Америке за исторически обозримое время исчисляется, по мнению мно-гих независимых экспертов, в 400–500 человек. Что сближает этих столь разных людей между собой?

В современной науке термин "гениальность" употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки ре-зультатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области; гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человече-ского общества, из которой гений черпает материал для своего творче-ства". Четко разграничивает гении и таланты формула: "Гений делает то, что должен, талант - то, что может". Формула подразумевает подвла-стность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность, его подчиненность своему творчеству, неизбежность напря-жения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для реше-ния поставленной задачи. Может ли в основе этой последней особенно-сти лежать какое-либо физиологическое свойство, определяемое чисто генетически?

От античности идет взгляд на гениальность как "божественный дар", как род иррационального вдохновения, "озарения свыше". Но где исто-ки гениальности? Говорят, безумие и гениальность - дети одной приро-ды. Генетики усиленно ищут ген гениальности. Но есть ли такой ген? Скорее всего, отдельного гена нет. Есть лишь довольно малая вероят-ность уникального сочетания генов, которая отражает заложенные в че-ловеке предпосылки стать гением. Сегодня эта вероятность оценивается учеными в 10-4. Но гений реализуется, лишь попадая в благоприятные условия, где эти предпосылки могут развиться до высокого уровня. Здесь вероятность еще ниже - 10-8. Благоприятная социальная среда спо-собствует реализации природных задатков, небагоприятная превращает потенциального гения в заурядность.

Проблема гениальности на генетическом уровне широко и всесто-ронне изучена в работах крупнейшего советского генетика и знатока ис-тории В.П. Эфроимсона. Исследуя психику, творчество, жизнь и генеа-логию некоторых выдающихся людей, он пришел к выводу, что гени-альность - это некое пограничное состояние между "светом и тьмой", лезвие бритвы, тонкая грань между психическим расстройством и нор-мой. Примеров тому в истории человечества предостаточно.

Чем же отличается гений от других, даже, может быть, и очень спо-собных людей? Прежде всего, уникальным сочетанием генов, возник-шим из случайной комбинации генов его предков. Он наделен благодаря этому живым и любознательным умом, обостренностью ощущений, ис-ключительной восприимчивостью окружающего мира, эмоциональной напряженностью, ярко выраженным темпераментом. Обстоятельства могут выковать из индивида гения, если у индивида есть задатки от природы.

В благоприятных условиях среды, окружающей такого индивида, при наличии трудолюбия задатки развиваются в талант, в противном случае - в непризнанного гения, как правило, в конечном итоге деградирую-щую личность с разрушенной психикой. Дети, имея природные задатки, например, врожденный абсолютный музыкальный слух или пластич-ность движений, инстинктивно стремятся сами развивать эти задатки. Почему ребенку нравится выполнять ту или иную роль, почему у него склонности к тому или иному занятию? Взрослым - родителям, педаго-гам это нужно замечать и помогать ребенку реализовать свои возможно-сти. Значение именно ранних воздействий, развивающих интеллект, до-казывается тем, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу 1-го года жизни, 50% - к 4-м годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет. Пси-хоанализ, биология и генетика сходятся теперь в понимании того, что и творческие способности индивида зависят от условий, в которых он провел свои первые годы жизни. Шансы, представленные или отнятые в это время, определяют его последующую способность к образованию.

Стержень концепции Эфроимсона состоит в убеждении, что потенци-альные и состоявшиеся таланты и гении имеют, как правило, в своем генотипе генетические факторы внутреннего "допинга", резко повы-шающие психическую и интеллектуальную активность на фоне тех или иных способностей. Описаны четыре зависимых от генов биохимиче-ских стимулятора: 1) гиперурикемия или повышенный

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»