←предыдущая следующая→
1 2 3
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, ПРАВА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: «Концепция современного естествознания»
на тему: «Естественнонаучные модели происхождения и развития
жизни».
Преподаватель: Юдов Виктор Сергеевич
Студентка: Могарычёва Н.О.
Группа 92-ЮЗ
2000г.
Содержание.
Стр.
I. Введение................................................................... 3
II. Развитие представлений о происхождении
жизни :
1. Концепции возникновения жизни...................... 3
2. Отличие живого от неживого.............................. 4
III. Возникновение жизни :
1. Вещественная основа жизни ............................... 5
2. Этапы эволюции жизни ....................................... 8
3. Завоевание суши ................................................... 9
4. Эволюция растений .............................................. 9
5. Эволюция животных ............................................10
IV. Заключение............................................................... 10
Список литературы....................................................... 11
I Введение.
Естествознание всегда оказывало значительное воздействие на разви-тие гуманитарных наук. Особенно мощным это воздействие стало сейчас - в эпоху научно-технической революции. Изучение естествознания способству-ет выработке ориентиров, установок, ценностей рационализаторского отно-шения к миру, природе, обществу, человеку. Это очень важно именно в наше время, когда накатывается новая очередная историческая волна мифологиза-ции культуры, массовое сознание реформируется, в нём всё чаще ставятся под сомнение достижения, ценности и возможности научного познания мира, когда происходит всплеск интереса к мистицизму, расцвет оккультизма, ма-гии, астрологии; когда бегство от материализма к мистике, от науки к мифу стало модой. В этих условиях приобретает особую значимость утверждение идеалов научнорационализаторского отношения к действительности, на ко-торых построена вся наша цивилизация.
Жизнь на Земле чрезвычайно многообразна. Она представлена ядер-ными и доядерными одно- и многоклеточными существами. Богатейший мир многоклеточных представлен тремя царствами - грибами, растениями и жи-вотными. Одним из наиболее трудных и в то же время интересных в совре-менном естествознании является вопрос о происхождении жизни. Учёные се-годня не в состоянии воспроизвести процесс возникновения жизни с такой же точностью, как это было несколько миллиардов лет назад. Вопрос о проис-хождении жизни интересен не только сам по себе, но и тесной связью с про-блемой отличия живого от неживого, а также связью с проблемой эволюции жизни.
II. Развитие представлений о происхождении жизни.
1.Концепции возникновения жизни.
Происхождение жизни - одна из трёх важнейших мировоззренческих проблем наряду с проблемами происхождения нашей Вселенной и проблемой происхождения человека.
Попытки понять, как возникла и развивалась жизнь на Земле, были предпри-няты ещё в глубокой древности. Существует пять концепций возникновения жизни:
1) Креанизм - божественное сотворение живого.
2) Концепция многократного самопроизвольного зарождения жизни из не-живого вещества.
3) Концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда.
4) Концепция внеземного происхождения жизни.
5) Концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.
Религиозно-идеалистический подход исходил из того, что воз-никновение жизни на Земле не могло осуществиться естественным, законо-мерным, объективным образом. Жизнь является следствием божественного, творческого акта, и потому всем существам свойственна особая, независимая от материального мира, жизненная сила, которая направляет все процессы жизни.
В основе второго, материалистического подхода, лежало пред-ставление о том, что под влиянием естественных факторов живое может воз-никнуть из неживого, органическое из неорганического. Несмотря на свою примитивность, первые исторические формы концепции самозарождения сыграли прогрессивную роль в борьбе с креанизмом. Идея самозарождения получила широкое распространение в средневековье и эпоху Возрождения, когда допускалась возможность самозарождения не только простых, но и до-вольно высокоорганизованных существ, даже млекопитающих (например, мышей из тряпок).Невозможность произвольного зарождения жизни была доказана целым рядом опытов. Применение микроскопа в биологических ис-следованиях способствовало открытию большого разнообразия одноклеточ-ных организмов. На этой основе вновь возродились старые идеи произволь-ного самозарождения простейших существ. Окончательно версия о самоза-рождении была развенчана Л.Пастером в середине XIX в. Он показал, что не только в запаянном сосуде, но и в незакрытой колбе с S образной горловиной хорошо прокипячённый бульон остаётся стерильным, потому что через та-кую горловину не могут проникнуть микробы. Так было доказано, что новый организм в наше время может появиться от другого живого существа.
Появление жизни на Земле пытались объяснить и занесением её из других космических миров.
Естествознание XX в. Сделало шаг вперёд в изучении жизни, её проявлений на Земле и за её пределами. Сейчас уже определённо выяснено, что «азбука» живого сравнительно проста. В любом существе, живущем на Земле, присут-ствует 20 аминокислот, 5 оснований, 2 углевода и один фосфат. Существова-ние небольшого числа одних и тех же молекул во всех живых организмах убеждает нас, что всё живое должно иметь единое происхождение.
Отрицание возможности самозарождения жизни в настоящее время не проти-воречит представлениям о принципиальной возможности развития органиче-ской природы и жизни в прошлом из неорганической материи.
Не исключается возможность занесения определённых пред посылочных факторов жизни на Земле из Космоса. Однако в изученной пока человеком части Вселенной, только на Земле они привели к формированию и расцвету жизни.
К концу XX в. Осталась наиболее перспективной пятая концепция.
2. Отличие живого от неживого.
В вещественном плане в состав живого обязательно входят высо-коупорядочные органические соединения : белки и нуклеиновые кислоты. В структурном плане живое отличается от неживого клеточным строением. В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя. Также живые тела отличаются от неживых наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, способностью к движению, раздражимо-стью и т. д. Неотъемлемой частью живого являетличие воды, солей и т.д. Также и для возникновения жизни нужны определённые диапазоны темпе-ратур, влажности, давления, уровня радиации и время.«В некотором смысле живые системы можно сравнить с хорошо налаженным производством: с одной стороны, они являются вместилищем многочисленных химических превращений, с другой - демонстрируют великолепную пространственно-временную организацию с весьма неравномерным распределением биохи-мического материала»(2). Ели бы возраст Вселенной был меньше, то жизнь также не могла бы возникнуть. Возникновение жизни явилось результатом процессов, протекавших сначала миллиарды лет во Вселенной, а затем мил-лионы
1) Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987 г., С.32.
2)Пригожин И., Стенгирс И. Порядок из хаоса. М., 1986 г. С.211.
лет на Земле. От неорганических соединений к органическим, от органиче-ских к биологическим - таковы последовательные стадии, по которым осу-ществляется процесс зарождения жизни. « Специфичность жизни, отличие живых систем от неорганического мира хорошо видны с точки зрения хи-мии. В живых системах протекает множество отдельных химических реак-ций ..., многие из которых давно и хорошо изучены. Для живого специфичен определённый порядок этих реакций, их последовательность и объединение в целостную систему» (1).
В сложном процессе возникновения жизни на Земле можно выделить не-сколько основных этапов :
1) образование простых органических соединений;
Происхождение жизни связано с протеканием определённых химических реакций на поверхности первичной планеты. На начальных этапах своей ис-тории Земля представляла собой раскалённую планету. Вследствие вращения при постепенном снижении температуры
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|